Китай

400—200 гг. до н. э

475–221. «Период Сражающихся царств». В начале этого периода, продолжавшегося почти два века, главными антагонистами были Вэй, Ци, Чу, Янь, Чжао, Хань и Цинь. Сильнейшим государством было царство Вэй. Цинь – отсталое, полуварварское государство в северо-западном регионе долины Хуанхэ, было слабейшим. В смертельную схватку за главенство вступили правители семи царств, все прочие уже погибли в ходе междоусобных войн. В 278 г. циньцам удалось разбить коалицию царств Чу, Вэй и Хунь путем подкупа, обмана и интриг. Вскоре последовала кровопролитнейшая война Цинь с Чжао.

222–210. Царствование Цинь Шихуана. Ии Чжен, правитель Цинь, преодолев последнюю феодальную оппозицию, объявил себя императором Китая с титулом Цинь Шихуаиди. Это стало началом недолговечной династии Цинь, от которой произошло название China – Китай. Цинь Шихуан создал систему управления, которая просуществовала в Китае более 2100 лет. Она была похожа на ту, которую создали в Персии Кир и Дарий (военные сатрапии, прокладка системы дорог). Одержав победу над сюнну, Цинь Шихуан построил вдоль северной границы своих владений Великую стену, которая должна была стать преградой от дальнейших набегов степных племен. Несколько северных государств независимо друг от друга уже возводили подобные стены. Цинь Шихуан просто соединил их в одну гигантскую, протянувшуюся на 3 тыс. км. Более поздние династии продолжили это сооружение, доведя его до 6 тыс. км в длину. В своей империи Цинь Шихуан разоружил все феодальные армии, а конфискованное оружие переплавил. Его правление оставило положительный след, но вызывало возмущение многих китайцев.

221–214. Экспансия Китая. Цинь Шихуан предпринял серию походов к югу от Янцзы, завоевав такие регионы, как Фуцзянь, Гуандун, Гуанси и Тонкин, а также Северную Корею. Командовали войсками его военачальники Мин Тэна и Чжао То.

210–207. Царствование Ху Хая. Сын Цинь Шихуана Ху Хай погряз в дворцовых интригах, в стране то и дело вспыхивали восстания, а феодалы вновь укрепили свою власть.

207–202. Анархия. Ху Хай был убит собственными придворными. Военачальник Сян Юэ и вождь повстанцев Лю Баи объединились, чтобы свергнуть династию Цинь. В борьбе за власть победил Лю Баи. Северная Корея выходит из-под китайского владычества.

202. Династия Хань. Под именем Гаоцзу Лю Баи основал новую династию. Позиция его была довольно шатка из-за внутренних беспорядков, последовавших за падением династии Цинь и от вторжения племен сюнну, которые господствовали в Монголии, разгромив юэчжей – древний народ, обитавший на территории Бактрии и Индии.

200. Поражение от сюнну. Гаоцзу выступил навстречу сюнну. Однако удача отвернулась от него, он потерпел поражение и даже скрывался в осажденной крепости. В конце концов он заключил унизительный мир с правителем сюнну Модэ, по условиям которого тот сохранял власть над всем оккупированным пограничным регионом и получил в жены дочь китайского императора.

Похожие книги из библиотеки

Неизвестный Лавочкин

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГГ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной – прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации – это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» – и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.

Снайперская война

Впервые в отечественной литературе!

Глубокое исследование снайперской войны на протяжении двух столетий – с позапрошлого века до наших дней. Анализ развития снайперского дела в обеих мировых войнах и многочисленных локальных конфликтах, на поле боя и в тайных операциях спецслужб. Настоящая энциклопедия снайперского искусства – не ремесла, а именно искусства! – ведь точность выстрела зависит от десятков факторов: времени суток и температуры воздуха, скорости и направления ветра, расстояния до цели, как падет свет, куда перемещаются тени и т. д., и т. п. Исчерпывающая информация о вооружении и обучении стрелков, их тактике и боевом применении, снайперских дуэлях и контрснайперской борьбе, о прошлом, настоящем и будущем самого жестокого из воинских искусств.