Советская Россия

1924–1926. Борьба за власть. После смерти Ленина (1924, январь, 21) в рядах партии коммунистов начинается междоусобная борьба.

1926, июль – октябрь. Триумф Сталина. С приходом к власти Сталина из политбюро партии изгоняются Троцкий, Зиновьев, Радек и другие лидеры. Впоследствии Троцкий высылается из страны (1929, январь).

1929, февраль, 9. Протокол Литвинова. Это аналог пакта Келлога – Бриана, подписанный Россией, Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией в Москве.

1929, декабрь, 22. Соглашение с Китаем. Оно позволяет урегулировать спорные вопросы, относящиеся к Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД).

1932, июль, 25. Пакты о ненападении с Польшей, Эстонией, Латвией и Финляндией. За ним следует такое же соглашение с Францией (ноябрь, 29). Тревога, возникшая из-за ухудшения отношений с Японией, заставляет правительство Сталина налаживать отношения с соседними европейскими странами. О выходе России на мировую политическую арену свидетельствует ее активное участие в конференции по разоружению, а также широкие международные контакты.

1933, ноябрь, 17. Соединенные Штаты признают СССР. После этого между двумя странами налаживаются торговые отношения.

1934, апрель, 4. Продление пактов о ненападении с Польшей и Прибалтийскими странами. Соглашения пролонгируются на 10 лет.

1934, сентябрь, 18. Россия вступает в Лигу Наций. Она активно стремится к коллективной безопасности и поддерживает план Франции о создании Восточноевропейского пакта.

1935, май, 2. Франко-русский союз. В Германии его справедливо считают направленным против режима Гитлера.

1935, май, 16. Русско-чехословацкий союз. Данный союз вызывает возмущение в немецких военных кругах, опасающихся, что Россия создаст в Чехословакии свои воздушные базы для ведения военных действий против Германии.

1935, июль, 25 —август, 20. Съезд Третьего интернационала. Россия принимает решение примкнуть к демократическим государствам в их борьбе с фашистскими странами. Коммунистическая оппозиция, ранее противодействовавшая росту милитаризма в демократических странах, получает новый приказ, и ей не остается ничего другого, как поддерживать собственные правительства.

1936, июль. СССР поддерживает республиканскую Испанию.

1938–1939. Необъявленная война с Японией.

1938, сентябрь. Германо-чехословацкий кризис. Россия предлагает чехам помощь, чтобы они могли противостоять Германии. Но Британия и Франция предпочитают мирное урегулирование конфликта и достигают компромисса на встрече в Мюнхене. В результате франко-русский союз оказывается на грани расторжения, и Россия остается в Европе почти без поддержки.

1939, март – июнь. Британия ведет переговоры с Россией. Германская аннексия Чехословакии и Мемеля (Клайпеды) в корне меняет политику Британии. Россия стремится примкнуть к единому фронту стран, выступающих против нападения Германии на Польшу и Румынию, и ведет переговоры, выступая за создание наступательного союза и требуя гарантий безопасности для Прибалтийских стран.

1939, май, 3. Изменение политики России. Министра иностранных дел Михаила Литвинова, которого считают сторонником Запада, неожиданно сменяет Вячеслав Молотов, критические высказывания которого в адрес Британии и Франции предвещают предстоящую смену политического курса России. Переговоры с Англией и Францией продолжаются, но Россия демонстрирует свое недоверие западным державам, отвергая один за другим проекты, представленные ими на обсуждение (июнь – август).

1939, август, 27. Советско-германский пакт о ненападении. Этот пакт подтверждает подозрения западных держав о невероятном дипломатическом союзе между двумя непримиримыми врагами.

1939, сентябрь, 1. Нападение Германии на Польшу. Советская Россия соблюдает благожелательный нейтралитет.

1939, сентябрь, 17. Вторжение советских войск в Польшу. Польша поделена между Россией и Германией в соответствии с секретным приложением к пакту Риббентропа – Молотова.

1939, ноябрь, 30. Нападение на Финляндию.

1939, декабрь, 14. Россию исключают из Лиги Наций.

1940, июнь, 15–16. Включение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР.

1941, апрель, 13. Договор о ненападении с Японией. Желание Сталина гарантировать мир на Дальнем Востоке в свете растущей опасности германского вторжения совпадает с желанием японцев обеспечить себе свободу действий для начала захвата Юго-Восточной Азии.

Похожие книги из библиотеки

Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения

Известный английский историк Дэвид Ирвинг показывает, что склонность немцев к внешним эффектам и разногласия в высшем эшелоне власти Третьего рейха привели к тому, что значительные ресурсы, предназначенные для разработки самолета-снаряда и реактивного истребителя, были брошены на создание баллистических ракет. В британском правительстве многие считали несостоятельной весьма реальную угрозу, которая по замыслу Гитлера должна была переломить ход войны в пользу Германии.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.