На этот период пришелся один из великих поворотных моментов мировой истории: окончательный развал загнивающей Западной Римской империи – одной из двух составляющих, на которые разделилась некогда единая Римская империя – и утверждение на исторической арене Восточной Римской империи в качестве единственной хранительницы западной цивилизации. Упадок старой империи сопровождался и параллельной деградацией в сфере военного руководства, воинского мастерства и систематического изучения войны как инструмента национальной политики. Крах Западной Римской империи возвестил начало новой военной эпохи: вооруженные силы использовались энергично и интенсивно, однако уже без былого вдохновения, от которого остались лишь слабые проблески.

Несколько выбивалась из этого правила Восточная Римская империя, но и там – если не считать незначительных модификаций в эпоху правления Юстиниана – национальная политика и военная стратегия были оборонительными в своей основе и пассивными по природе (см. главу VIII).

Как и следовало ожидать в данных обстоятельствах, некоторый прогресс в военном деле все же наметился. На начальной стадии так называемого Средневековья основная тенденция военного искусства предшествовавшей эпохи – доминирование кавалерии – стала еще более отчетливой.

Единственный подлинно выдающийся военачальник этого раннего периода Средних веков, Велизарий, стал неким исключением в деле развития военного искусства и, вероятно, заслуживает зачисления в когорту великих полководцев мировой истории. Нарсес, обладавший сравнимым по масштабам мастерством, учился военному искусству у того же Велизария (несмотря на то парадоксальное обстоятельство, что был почти на тридцать лет старше последнего). Стилихон и, вероятно, Аэций также являлись профессионалами в русле римской традиции, значительно превосходя современных им военачальников, особенно из числа непосредственных противников, мастерством, изобретательностью, командирскими качествами и умением использовать в битве объединенные усилия пехоты и кавалерии. Эти четверо вышеуказанных полководцев были гораздо талантливее Аттилы, который являлся способным тактиком и предводителем легкой кавалерии, хорошо умевшим воодушевлять своих воинов, однако явно не заслужил того, чтобы ставить его в один ряд с монгольскими, турецкими, татарскими и арабскими предводителями легкой конницы более поздней эпохи. Аларих, Одоакр, Гейзерих (Гензерих) и Хлодвиг своими победами обязаны скорее всего несколько более развитым, чем у их врагов, энергичности, хитрости и харизматической способности вдохновлять массы, вести их за собой. Возможно, столь же талантливыми, как и эти пятеро военачальников, были Витигес и Тотила – просто последним, к несчастью, выпало противостоять Велизарию и Нарсесу.

Похожие книги из библиотеки

Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения

Известный английский историк Дэвид Ирвинг показывает, что склонность немцев к внешним эффектам и разногласия в высшем эшелоне власти Третьего рейха привели к тому, что значительные ресурсы, предназначенные для разработки самолета-снаряда и реактивного истребителя, были брошены на создание баллистических ракет. В британском правительстве многие считали несостоятельной весьма реальную угрозу, которая по замыслу Гитлера должна была переломить ход войны в пользу Германии.

Роль морских сил в мировой истории

Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.