Концепция разоружения

Растущее бремя военных расходов, проникновение войны во все сферы жизни и связанные с ней ужасы вынудили многих серьезно задуматься об отказе от насилия в отношениях между государствами и воплощении вечной мечты человечества об установлении всеобщего мира. Но вскоре оказалось, что странами и их политическими лидерами движет не стремление к миру, а интересы собственной национальной безопасности. Первая мирная конференция в Гааге (1899, май – июль) была созвана по инициативе русского императора Николая II, главной целью которого, как оказалось, было избавление экономически отсталой России от бремени военных расходов на войну с Германией и Австрией. Международные распри и недоверие привели к тому, что ни эта мирная конференция, ни последующая Вторая мирная конференция в Гааге (1907, июнь – октябрь) не вышли за рамки установления и систематизации законов, касающихся прекращения войны, а также учреждения международного арбитражного суда. Дополнительные пункты, относящиеся к морским операциям, были выработаны на Лондонской конференции по военно-морским делам (1908–1909), но соглашение, принятое на этой конференции, так и не было ратифицировано правительствами стран-участников.

Четвертый из Четырнадцати пунктов Вильсона дал странам, опустошенным боевыми действиями (1918, январь), надежду на установление мира после окончания Первой мировой войны и прекращение гонки вооружений. Включенный в договор о создании Лиги Наций, этот пункт стимулировал изучение Лигой вопроса о разоружении в послевоенный период. Некоторые положения о допустимой величине и количестве военных кораблей, находящихся на вооружении флотов ведущих морских держав, были согласованы в ходе Вашингтонской конференции (1921–1922).

Реалистически настроенные государственные деятели сомневались в возможности какого бы то ни было контроля за гонкой вооружений. Идя навстречу стремлению народов к миру, они пытались принимать возможные меры до тех пор, пока эти меры не шли в ущерб безопасности их собственной страны. Но никакие гарантии не могли сравниться по эффективности со средствами контроля над вооружением, которые удовлетворили бы все государства, являвшиеся потенциальными противниками.

Похожие книги из библиотеки

Великие танковые сражения. Стратегия и тактика. 1939-1945

Книга посвящена главной ударной мощи сухопутных сил – танковым войскам. Автор реконструировал основные танковые сражения Второй мировой войны, подробно рассказал о предыстории создания и послевоенном развитии бронетанковой техники, дал характеристику различных видов и типов танков, уделяя большое внимание броневой защите и параметрам танковых орудий, их маневренности в конкретных ландшафтах. Издание снабжено картами, схемами и фотографиями.

Советские танковые армии в бою

Новая книга от автора бестселлеров «Штрафбаты и заградотряды Красной Армии» и «Бронетанковые войска Красной Армии». ПЕРВОЕ исследование истории создания и боевого применения советских танковых армий в ходе Великой Отечественной.

Они прошли долгий и трудный путь от первых неудач и поражений 1942 года до триумфа 1945-го. Они отличились во всех крупных сражениях второй половины войны – на Курской дуге и в битве за Днепр, в Белорусской, Яссо-Кишиневской, Висло-Одерской, Берлинской и других стратегических наступательных операциях. Обладая сокрушительной мощью и феноменальной подвижностью, гвардейские танковые армии стали элитой РККА и главной ударной силой «блицкригов по-русски», сломавших хребет прежде непобедимому Вермахту.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.