Восточный фронт

1916, март, 18. Битва на озере Нарочь. В ответ на просьбу французов о помощи русские войска предпринимают наступление по двум направлениям на участке Вильно – Нарочь, чтобы отвлечь германцев от наступления на Верден. Несмотря на интенсивную двухдневную артподготовку, наступление русских захлебывается, чему отчасти способствует весенняя распутица. Русские несут тяжелые потери (от 70 тыс. до 100 тыс. плюс 10 тыс. пленных), что не способствует повышению их боевого духа. Потери германской армии составляют 20 тыс.

1916, июнь, 4 —сентябрь, 20. Брусиловский прорыв. Австрийское весеннее наступление на итальянцев заставляет последних обратиться к царю Николаю II с просьбой о помощи. По приказу Николая талантливый и отважный генерал Алексей Алексеевич Брусилов, главком Юго-Западного фронта, предпринимает стремительное наступление по 480-километровому фронту без концентрации войск и артподготовки, чтобы не потерять эффекта внезапности. Прекрасно спланированной и проведенной атакой русские войска прорывают австро-германскую линию обороны в двух местах. 4-я австрийская армия разгромлена, 7-я отброшена. В плен взято 70 тыс. австрийцев и германцев. Русские находятся на подступах к жизненно важному для австро-германской армии железнодорожному узлу Ковель, однако Брусилов не получает нужной поддержки от двух соседних фронтов. Контрнаступление германской группировки под командованием генерала Александра фон Лизингена (июнь, 16) мешает Брусилову осуществить главный удар на север. По приказу начальника Генштаба Алексеева Брусилов продолжает наступление (июль, 28), снова одерживая победу за победой. Наступление замедляется из-за недостатка боеприпасов. В результате третьего наступления (август, 7 —сентябрь, 20) войска Брусилова прорываются к подножию Карпат. Наступление прекращается из-за полного истощения сил русской армии. Австрийцы в панике бегут, но к германцам приходят подкрепления из-под Вердена. Если бы не прибытие 15 германских дивизий, в 1916 г. Австрия была бы вынуждена выйти из войны.

Комментарий. Брусиловский прорыв был самой выдающейся военной операцией Первой мировой войны. В стратегическом плане его последствиями явились ослабление наступательной мощи армий Тройственного союза в Италии и Франции (под Верденом), отставка талантливого германского полководца Фалькенхайна и полная потеря Австрией статуса одной из ведущих военных держав. Однако Россия потеряла 1 млн солдат, что было слишком много даже для такой многонаселенной страны. Если Брусиловский прорыв и не стал главной причиной революции в России, то явился одним из факторов, сделавших ее неизбежной. Однако потери австрийцев были еще больше, а поражение Австрии сильнее всего остального повлияло на распад империи Габсбургов.

1916, август – декабрь. Вступление Румынии в войну. После продолжительных переговоров и колебаний Румыния, не устоявшая перед обещанными Антантой территориальными приобретениями и находящаяся под впечатлением Брусиловского прорыва, объявляет войну Германии и Австрии (август, 27). Румынские армии сразу же вторгаются в желанную Трансильванию. Фалькенхайн, смещенный с поста начальника имперского германского Генерального штаба и с большим понижением переведенный на должность командующего 10-й германской армией, встречает и отбрасывает румын, в то время как Макензен во главе болгарской Дунайской армии, укрепленной германскими частями, движется от Салоник на север через Добруджу и форсирует Дунай (ноябрь, 23). Зажатый между двумя армиями румынский генерал Александру Авереску пытается частью своих войск обойти левый фланг Макензена, в то время как другая часть сдерживает атаки Фалькенхайна. Румынам необходима поддержка русских войск, но ее нет. Германские армии соединяются, и румыны терпят сокрушительное поражение в сражении на реке Арджеш (декабрь, 3–4). Немцы берут Бухарест (декабрь, 6). К концу года остатки разбитой румынской армии вытеснены в Россию и удерживают в Румынии лишь крошечный плацдарм. Основные хлебные и нефтяные области Румынии оказываются в руках германии. Потери румын по приблизительным подсчетам составляют от 300 до 400 тыс. (более половины их приходится на нестроевые части). Тройственный союз в этой кампании теряет 60 тыс. солдат в сражениях; почти столько же умирает от болезней.

Похожие книги из библиотеки

Главные мифы о Второй Мировой

?Усилиями кинематографистов и публицистов создано множество штампов и стереотипов о Второй мировой войне, не выдерживающих при ближайшем рассмотрении никакой критики.

Ведущий российский военный историк Алексей Исаев разбирает наиболее нелепые мифы о самой большой войне в истории человечества: пресловутые «шмайсеры» и вездесущие пикирующие бомбардировщики, «неуязвимые» «тридцатьчетверки» и «тигры», «непреодолимая» линия Маннергейма, заоблачные счета асов Люфтваффе, реактивное «чудо-оружие», атаки в конном строю на танки и многое другое – эта книга не оставляет камня на камне от самых навязчивых штампов, искажающих память о Второй мировой, и восстанавливает подлинную историю решающей войны XX века.

?Книга основана на бестселлере Алексея Исаева «10 мифов о Второй мировой», выдержавшем 7 переизданий. Автор частично исправил и существенно дополнил первоначальный текст.

Шпионские штучки, или Секреты тайной радиосвязи

В предлагаемой книге рассматриваются особенности схемотехнических решений, применяемых при создании миниатюрных транзисторных радиопередающих устройств. В соответствующих главах приводится информация о принципах действия и особенностях функционирования отдельных узлов и каскадов, принципиальные схемы, а также другие сведения, необходимые при самостоятельном конструировании простых радиопередатчиков и радиомикрофонов. Отдельная глава посвящена рассмотрению практических конструкций транзисторных микропередатчиков для систем связи малого радиуса действия.

Книга предназначена для начинающих радиолюбителей, интересующихся особенностями схемотехнических решений узлов и каскадов миниатюрных транзисторных радиопередающих устройств.

Роль морских сил в мировой истории

Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.

Неизвестный Лавочкин

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГГ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной – прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации – это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» – и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.