Германия

1891–1906. Граф Альфред фон Шлиффен находится на посту начальника Генерального штаба.

1900–1913. Операции в колониях. Боевые действия, проводившиеся Германией в предвоенный период, ограничивались территориями ее колоний. Кризисы в Марокко поставили Германию на грань войны с Францией. Германия предпринимала энергичные и часто успешные попытки достигнуть военно-политического господства в Турции.

1900–1914. Довоенные военно-политические отношения. Император Вильгельм II возлагает все большие надежды на военных советников, пренебрегая мнением компетентных германских политических и общественных деятелей. Поскольку германский Генеральный штаб не подчинен и не подотчетен ни канцлеру, ни министру обороны, ни другим правительственным инстанциям, германская армия становится «государством в государстве». Хотя большинство профессиональных германских военнослужащих сторонится политики, их основной долг – защита безопасности своей страны – так или иначе налагает на них огромную политическую ответственность. 1914–1918. Первая мировая война.

1914–1918. Военно-политические отношения военного времени. Растущая роль армии в военное время еще более усиливает рост милитаризма в Германии. Гинденбург и Людендорф, используя специальный конституционный статус Генерального штаба и свой огромный личный престиж, устанавливают в Германии военную диктатуру (1916–1918). Гражданские правительства немецких земель не имеют практически никакой власти или распущены по требованию военных. Угрозы Гинденбурга и Людендорфа уйти в отставку заставляют Вильгельма во всем идти у них на поводу. Хотя мотивы этих двух талантливых полководцев были патриотическими и не носили личного характера, их упор на предпочтение военных задач общим политическим и экономическим интересам государства во многом способствовал послевоенному политическому и экономическому упадку Германии.

1919–1925. Военно-политические отношения в Веймарской республике. Шаткое политическое положение правительства подорвано рядом восстаний, как коммунистических, так и националистических. Требования Антанты выполнять условия Версальского мира налагают на нацию дополнительное финансовое бремя. В этот особенно беспокойный период начальником управления сухопутных сил рейхсвера назначается генерал Ханс фон Сект. Фактически он является начальником Генерального штаба, хотя данная военная структура официально отменена по условиям Версальского мирного договора. Типичный аполитичный прусский аристократ, военный профессионал, Сект не верит республиканскому режиму, но остается приверженцем прежней Германии, а потому верой и правдой служит нынешнему правительству, поддерживает и защищает его. Он отстраняет гражданского канцлера и министра обороны от вмешательства в дела армии и фактически восстанавливает довоенный независимый статус последней. Сект становится одной из самых влиятельных политических фигур послевоенной Германии, не претендуя на верховную власть. Он ненавидит коммунизм, но способствует сближению Германии с Советской Россией, видя в этом возможность при случае вернуть потерянные по условиям Версальского мира польские провинции и таким образом устранить ненавистный Польский (Данцигский) коридор. В личных переговорах с командующим Красной армией М.Н. Тухачевским он достигает договоренности о секретном широкомасштабном военном сотрудничестве.

1923, январь, 11. Оккупация Рура. Германия задерживает выплату репарации. Французские и бельгийские войска вторгаются в Рур, центр тяжелой промышленности Германии. Британия воздерживается от вторжения. Германия, финансируемая в соответствии с планом Дауэса, справляется с большинством своих финансовых обязательств, и войска союзников покидают Рур (1925, август). Локарнский договор (октябрь, 5—16) на первый взгляд гарантирует мир и безопасность в Европе. Но Франция начинает лихорадочно строить знаменитую линию Мажино, представляющую собой цепь мощных фортификационных сооружений, на своей восточной границе для защиты от возможной германской агрессии.

1923, ноябрь, 8—11. «Пивной путч». Австриец без определенных занятий Адольф Гитлер, возглавивший националистическое движение в Германии, совместно с генералом Людендорфом, представляющим реакционные милитаристские круги Германии, пытаются свергнуть правительство Баварии в Мюнхене. Путч подавлен, Гитлер попадает в тюрьму, где проводит почти год и пишет знаменитую книгу «Майн кампф». После освобождения он возобновляет свою деятельность.

1925, апрель, 26. Гинденбург избирается президентом. С пришествием к власти героя Первой мировой войны Германия берет курс на возрождение милитаризма.

Похожие книги из библиотеки

Шпионские штучки, или Секреты тайной радиосвязи

В предлагаемой книге рассматриваются особенности схемотехнических решений, применяемых при создании миниатюрных транзисторных радиопередающих устройств. В соответствующих главах приводится информация о принципах действия и особенностях функционирования отдельных узлов и каскадов, принципиальные схемы, а также другие сведения, необходимые при самостоятельном конструировании простых радиопередатчиков и радиомикрофонов. Отдельная глава посвящена рассмотрению практических конструкций транзисторных микропередатчиков для систем связи малого радиуса действия.

Книга предназначена для начинающих радиолюбителей, интересующихся особенностями схемотехнических решений узлов и каскадов миниатюрных транзисторных радиопередающих устройств.

Советские танковые армии в бою

Новая книга от автора бестселлеров «Штрафбаты и заградотряды Красной Армии» и «Бронетанковые войска Красной Армии». ПЕРВОЕ исследование истории создания и боевого применения советских танковых армий в ходе Великой Отечественной.

Они прошли долгий и трудный путь от первых неудач и поражений 1942 года до триумфа 1945-го. Они отличились во всех крупных сражениях второй половины войны – на Курской дуге и в битве за Днепр, в Белорусской, Яссо-Кишиневской, Висло-Одерской, Берлинской и других стратегических наступательных операциях. Обладая сокрушительной мощью и феноменальной подвижностью, гвардейские танковые армии стали элитой РККА и главной ударной силой «блицкригов по-русски», сломавших хребет прежде непобедимому Вермахту.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.