Шведский период

1630–1634 гг.

1630, июль, 4. Прибытие шведского короля Густава II Адольфа. Густав-Адольф высаживается с 13 тыс. человек на острове Узедом и, не теряя времени, направляется к столице Померании г. Штеттину и в герцогство Мекленбург.

1630, август, 24. Смещение с поста командующего имперской армией Валленштейна. За отставку Валленштейна на Регенсбургском сейме высказываются протестантские князья. Обеспокоенный вторжением Швеции император Фридрих II соглашается сместить с поста командующего армией своего любимца – только бы немецкие княжества выступили единым фронтом против шведов.

1630, ноябрь —1631, май. Осада Магдебурга, которую задумал еще Валленштейн. Осуществлять же его планы пришлось графу Готфриду Генриху Паппенгейму и Тилли. Гарнизон города обладал мощными силами, а регулярно поступавшие поставки продовольствия и боеприпасов позволяли защитникам сполна отражать атаки осаждающих. Немецкие же солдаты с большим трудом могли добыть себе пропитание зимой, среди голых окрестностей; так что осаждавшие страдали от осады больше, чем защитники.

1631, январь, 23. Договор в Беерсвальде. Густав заключает союз с Францией, обязываясь содержать в Германии 36-тысячную армию в обмен на денежное содержание, которое должны выплачивать французы. Шведский король гарантирует в Германии свободу вероисповедания для католиков и обязуется не заключать в течение пяти лет сепаратного мира.

1631, март, 28. Лейпцигский манифест. Князья-протестанты во главе с Иоганном-Георгом, курфюрстом Саксонским, обрадованные вступлением в войну Швеции, собирают в Лейпциге съезд. В принятом там манифесте князья требуют от императора Фердинанда: уничтожения Реституционного эдикта, прекращения грабежа со стороны имперской и католической армий, поднятия прав немецких князей и соблюдения императором конституции, улучшения общей обстановки в стране. Протестантские князья создают армию под командованием Ганса Георга фон Арнима (май, 14).

1631, апрель, 13. Взятие Франкфурта. Неожиданно подойдя к Франкфурту-на-Одере, Густав берет город штурмом, надеясь, что это заставит Тилли снять осаду Магдебурга. Но Тилли не собирался сдаваться, и Густав начинает подготовку к походу на Магдебург. Союз между Максимилианом Баварским и Францией, союзницей Швеции, заставляет Тилли отречься от верности Максимилиану и принести присягу верности императору (май).

1631, май, 20. Разграбление Магдебурга. Тилли и Паппенгейм берут, наконец, Магдебург штурмом. Толпы голодных, озверевших от многомесячной осады солдат опустошают город. В резне выжило только 5 тыс. из 30-тысячного населения.

1631, июль – август. Густав-Адольф против Тилли. Шведская армия из-за недостатка припасов попадает в трудное положение; Густав-Адольф делает остановку в Вердене. Дважды Тилли совершает атаки на город, и дважды его войска с тяжелыми потерями были вынуждены отойти. Тогда Тилли отправляется грабить Саксонию. Стремясь спасти свои владения от Тилли, курфюрст Саксонский Иоганн-Георг принимает сторону шведского короля и передает свое войско под командование Густава-Адольфа (сентябрь, И).

1631, сентябрь, 15. Тилли захватывает Лейпциг. Тилли получает подкрепление (приблизительно 36 тыс. солдат). Армии шведов и саксонцев, составлявшие соответственно 26 тыс. и 16 тыс. солдат, соединяются у Дюбена, в 20 милях (32,18 км) к северу от Лейпцига.

Похожие книги из библиотеки

Роль морских сил в мировой истории

Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.