Война с Голландией

1672–1678 гг.

Людовик поставил перед собою цель изолировать Голландию от союзников. Тройственный союз практически перестал существовать после того, как английский король Карл II заключил с Францией тайный договор в Довере (1670, май, 22). Подобное же соглашение было подписано со Швецией (1672). Также были заключены договоры с Кельном и Мюнстером.

1672, март. Объявление войны. Французская армия, которой командовал сам король Людовик XIV, спускается по реке Маас, минует голландскую крепость Маастрихт и создает базу в Дюссельдорфе, на земле союзника. Армия Людовика была хорошо вооружена и экипирована. Поддержку создающемуся французскому флоту обеспечивал флот англичан. В распоряжении голландцев было 130 кораблей, но сухопутная армия оставляла желать лучшего: к 1671 г. в ней состояло 27 тыс. солдат, которые были плохо вооружены и совершенно не боеспособны. Когда в феврале 1672 г. стало ясно, что войны не избежать, Вильгельм III Оранский спешно начал снаряжать полноценное войско, численность которого ему удалось довести до 80 тыс. человек.

1672, май – июль. Вторжение в Голландию. В Голландию французы вошли тремя колоннами: первая, под командованием Тюренна, в составе 50 тыс. человек, проследовала по левому берегу Рейна; вторая, равная по численности первой, под начальством принца Конде, – по правому берегу реки; третья колонна Люксембурга, состоящая в основном из войска немецких союзников Людовика – армий Кельна и Мюнстера, продвигалась из Вестфалии к Оверисселю и Кронингену. Вильгельм во главе слабой полевой армии пытается удержать линию по рекам Иссель – Рейн, но французы у Тольгуйса пробиваются силой (июнь, 12). Капитулируют Ниймеген, Горинчем и другие города. Генерал Анри де Рошфор вторгается со своей конницей в Центральную Голландию, захватывает Амерсфорт и Нарден; у Мейдена его войско было отброшено, но ему удалось взять Утрехт. Амстердам оказался под угрозой. Но голландцы спасли столицу, открыв дамбы и затопив местность. Тем временем у Гронингена войско Люксембурга было остановлено.

1672, август. В Голландии совершается революция. Во главе правительства встает Вильгельм Оранский.

1672, август – сентябрь. У Голландии появляются союзники. Обеспокоенные ростом притязаний Людовика XIV, немецкие князья и испанцы создают антифранцузскую коалицию. В нее входят Фридрих-Вильгельм, курфюрст Бранденбургский, император и король Испании Карл II.

1672, август – сентябрь. Распыление сил французской армии. Не слушая советов Тюренна и Конде, Людовик XIV, стремясь угнаться за несколькими зайцами, распыляет силы своей армии. Тюренн же предлагал вначале покончить с немцами, обратив против них удар всей французской армии. Вместо этого Людовик посылает его в Вестфалию, Конде отправляет в Эльзас, часть войска – в испанские Нидерланды; остатки же армии ждут наступления зимы, когда выпущенные голландцами воды будут скованы льдом.

1672, сентябрь – декабрь. Голландцы совершают нападение на Шарлеруа. Вильгельм надеялся было использовать распыление сил французов, но его войско было отброшено.

1672, сентябрь —1673, январь. Тюренн ведет боевые действия в среднем течении Рейна. Хотя войско Тюренна никогда не превышало 20 тыс. человек, что было намного меньше объединенной армии имперцев и Бранденбурга, Тюренну удается одержать победу над войском союзников, которым командовали граф Раймондо Монтекукколи и курфюрст Фридрих-Вильгельм. Последний пришел в такой ужас от успехов Тюренна, что запросил мира (договор в Фассеме, 1673, июнь, 6).

1672–1673. Боевые действия в Голландии после наступления зимы. Люксембург создает угрозу Лейдену и Гааге, но внезапная оттепель вынуждает его вернуться в Утрехт. По той же причине Конде не удается взять Амстердам.

1673, июнь, 29. Захват Маастрихта. Командование 40-тысячной французской армией принял на себя сам Людовик XIV. Инженерное искусство Вобана позволило взять крепость после непродолжительной осады. После этого Людовик вторгается в Лотарингию и занимает курфюршество Трир.

1673, июль – ноябрь. Тюренн против Монтекукколи. По совету Лувуа Людовик отдает Тюренну (в распоряжении которого было 23 тыс. солдат) приказ не допустить соединения войска Монтекукколи (насчитывавшего 25 тыс.) с голландцами. Одновременно на Тюренна возлагалась задача защищать Эльзас и постараться не досаждать нейтральным государствам. Тюренн доказывал, что приказы противоречат друг другу, но тщетно. Он сделал все возможное, но Монтекукколи смог избежать сражения и присоединился близ Бонна к армии Вильгельма. После этого союзники начали осаду Бонна; 12 ноября город капитулировал. Союзники Людовика – Кельн и Мюнстер – оказались в изоляции и запросили мира.

1674, январь. Усиление антифранцузской коалиции. К союзу присоединяется Дания, за императором последовали многие германские князья, бранденбургский курфюрст Фридрих-Вильгельм. В это же время Англия заключила с союзниками Вестминстерский мир (19 февраля). Людовик был вынужден увести войска из Голландии, чтобы сосредоточить все силы против испанских Нидерландов и Франш-Конте, а также защитить от немцев Эльзас.

1674. Другие районы боевых действий. Французы неожиданно высаживают отряд на остров Сицилия и наносят испанцам поражение. В Руссильоне отбивает атаки испанцев небольшое войско под командованием маршала Шомбурга.

1674, май – июнь. Кампания в Франш-Конте. За шесть недель Людовик XIV, благодаря инженерному мастерству Вобана, возвращает в состав Франции Франш-Конте. На осаду Безансона было затрачено всего девять дней.

1674, май – август. Боевые действия в испанских Нидерландах. Во главе 45-тысячной армии Конде удерживает линию по реке Маас. Вильгельм с целью вторжения во Францию переходит в наступление. Голландская армия насчитывала 65 тыс. солдат.

1674, август, 11. Бой при Сенефе. Решив воспользоваться представившейся возможностью, Конде, задействовав лишь половину своей армии и отказавшись от артиллерии, идет в атаку против передвигающейся армии союзников. Ничего не подозревавшие союзники были отброшены, но, когда первое удивление прошло, собрались с силами и вернули часть захваченных французами позиций. Ночью обе армии отошли. Конде, к которому присоединилась вторая половина его армии, принимает решение на следующий день возобновить бой. Но союзники ушли восвояси, от них не осталось и следа. Конде мог с полным основанием торжествовать не только тактическую, но и стратегическую победу: план вторжения, задуманный союзниками, провалился. Потери союзников составили 10 тыс. убитыми, 5 тыс. пленными (большинство из них было ранено) и еще 15 тыс. ранеными. Потери французов достигли почти 10 тыс. человек.

Похожие книги из библиотеки

Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения

Известный английский историк Дэвид Ирвинг показывает, что склонность немцев к внешним эффектам и разногласия в высшем эшелоне власти Третьего рейха привели к тому, что значительные ресурсы, предназначенные для разработки самолета-снаряда и реактивного истребителя, были брошены на создание баллистических ракет. В британском правительстве многие считали несостоятельной весьма реальную угрозу, которая по замыслу Гитлера должна была переломить ход войны в пользу Германии.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.