Забытая война

Существующие описания военных операций в ходе зимней кампании 1942-1943 годов совершенно не замечают три крупных стратегических наступления Красной Армии, резко преуменьшают масштаб четвертого наступления, чрезмерно выпячивают достижения Красной Армии в районе Демянска и Ржева и искажают стратегический замысел как Сталина, так и Ставки в конце зимы 1943 года.

Согласно указаниям Сталина, Красная Армия нанесла немцам в середине ноября 1942 года удар практически на всех основных участках советско-германского фронта. В дополнение к проведению под Сталинградом операции «Уран» Калининский и Западный фронты Красной Армии под общим руководством Жукова и в тесном взаимодействии с наступлениями соседних фронтов с двух сторон начали операцию «Марс» против оборонительных порядков группы армий «Центр» в Ржевско-Вяземском выступе.

24 ноября 3-я ударная армия Калининского фронта начала наступление у Великих Лук, атаковав оборонительные порядки 3-й танковой армии группы армий «Центр», а на следующий день 41-я, 22-я, 39-я, 20-я и 29-я армии Калининского и Западного фронтов навалились на оборону 9-й немецкой армии по всей периферии Ржевского выступа, который и немцы, и русские воспринимали как «кинжал, направленный на Москву». Завершая эту цепь наступательных действий, Северо-Западный фронт атаковал оборону 16-й армии группы «Север» вокруг печально знаменитого Демянского выступа.

После того, как наступление Жукова на западном направлении в середине декабря провалилось, Ставка переключила внимание на юг, где она пыталась развить успех Красной Армии у Сталинграда. Поощренная ходом наступления армии в конце декабря — начале января к югу от Дона и к востоку от Ростова, Ставка приказала Красной Армии предпринять в конце января — начале февраля, одновременно на северо-западном, западном и юго-западном центральных направлениях, новые наступательные операции, а конкретно — операцию «Полярная звезда», Орловско-Брянско-Смоленскую операцию и Донбасско-Мелитопольскую операцию.

Решение Ставки вести эти три массированные наступления указывало, что она стремилась никак не менее чем к полному разгрому в начале весны всех трех немецких групп армий и к наступлению Красной Армии на широком фронте до восточных границ Прибалтики и Белоруссии, на рубеж Днепра и к Черному морю. Эти три стратегических наступления прямо или косвенно вовлекали в свою орбиту войска практически всех действующих фронтов Красной Армии от Балтийского до Черного моря.

В число «забытых битв» или частично игнорируемых операций зимней кампании 1942-1943 годов входят следующие крупные операции:

• Операция «Марс» — 2-е советское наступление на Ржев и Сычевку (с 25 ноября по 20 декабря 1942 года).

• 1-е советское наступление в Донбассе (на Ворошиловград и Мариуполь) (с 19 января по 23 февраля 1943 года).

• Советское наступление на Орел, Брянск и Смоленск (с 5 февраля по 28 марта 1943 года).

• Советская операция «Полярная звезда» (с 15 февраля по 19 марта 1943 года).

Все эти четыре наступления отличались грандиозностью масштабов и амбициозностью целей. Второе наступление на Ржев и Сычевку под кодовым названием операция «Марс» являлось для Ставки «двойником» контрнаступления под Сталинградом — операции «Уран». Западный и Калининский фронты вели это наступление под личным руководством Жукова с 25 ноября по 20 декабря 1942 года, в тесном взаимодействий с операциями Северо-Западного и Калининского фронтов у Демянска и Великих Лук. Стратегическая цель данного наступления заключалась в уничтожении немецкой 9-й армии, захвате Ржевско-Вяземского выступа и, по возможности, разгроме группы армий «Центр» со взятием Смоленска в ходе последующей операции (которая, вероятно, получила бы кодовое название «Юпитер» или «Нептун»). Ставка рассчитывала, что если даже наступление потерпит неудачу, то оно по крайней мере помешает вермахту перебросить войска на юг. Хотя операция «Марс» после трех недель интенсивных боев провалилась, она сковала резервы немецкой группы армий «Центр» и серьезно ослабила.9-ю армию — причем до такой степени, что Гитлер через несколько месяцев разрешил группе армий «Центр» очистить Ржевский выступ.[47] История почти полностью забыла это наступление, в первую очередь ради сохранения высокой репутации Жукова.[48]

Брянский, Западный и недавно образованный Центральный фронты в феврале-марте 1943 года провели наступление в направлении на Орел-Брянск-Смоленск,[49] пытаясь обрушить немецкую оборону в центральной России и отбросить немецкие войска за Днепр.[50] Хотя Центральный фронт под командованием Рокоссовского и прорвался на запад до самой Десны, это наступление захлебнулось в начале марта 1943 года, когда трем фронтам не удалось проломить мощную немецкую оборону вокруг Орла. Это массированное наступление потерпело неудачу в основном из-за недостаточно быстрой переброски требовавшихся войск на север, в район к западу от Курска, неадекватного материально-технического обеспечения, плохой координации действий, ухудшения погодных условий и успеха контрударов Манштейна в Донбассе и под Харьковом, которые вынудили Ставку направить крупные резервы на юг. Когда наступление захлебнулось, новая линия фронта Красной Армии образовала северный и западный края знаменитого Курского выступа.

Северо-Западный, Ленинградский и Волховский фронты провели в феврале 1943 года операцию «Полярная звезда» с целью снять блокаду Ленинграда, освободить весь юг Ленинградской области и, возможно начать освобождение Прибалтики. Операция «Полярная звезда» тоже планировалась и проводилась под руководством Жукова в качестве продолжения операции «Искра» — январского наступления, прорвавшего блокаду Ленинграда. Ее задачей ставилось прорвать оборону группы армий «Север» в районе Старой Руссы, ликвидировать Демянский выступ немцев и, используя в качестве ударной силы танковую армию, развивать наступление до Нарвы и Пскова с целью окружить и уничтожить войска группы армий «Север» к югу от Ленинграда.[51]

В то время как Северо-Западный фронт, избегая дальнейших дорогостоящих операций в непосредственной близости от Ленинграда, осуществлял главный удар из района Старой Руссы, Ленинградский и Волховский фронты поддерживали его, ведя собственные менее масштабные наступления в Ленинградской области.[52]

Операция «Полярная звезда» не увенчалась успехом, потому что немцы буквально накануне наступления покинули Демянский выступ — и, что еще важнее, Ставка лишила Жукова его 1-й танковой армий, которая была переброшена на юг для отражения контрудара Манштейна. Несмотря на эту неудачу Жукова, операция «Полярная звезда» стала генеральной репетицией для наступления в январе 1944 года, которое в конечном итоге привело к полному снятию блокады Ленинграда.

В дополнение к этим трем «забытым» крупным наступательным операциям до сих пор игнорируется ряд критических аспектов четвертого, относительно известного наступления. Известно, что Юго-Западный фронт в феврале 1943 года провел неудачную Донбасскую наступательную операцию. Однако в действительности в этом наступлении принял участие и Южный фронт, потеряв в ходе него два подвижных корпуса,[53] которые прорвались к немцам глубоко в тыл лишь для того, чтобы понеся существенные потери, с трудом вырваться обратно.[54] И наконец, бои связанные с отходом немцев из Демянского и Ржевского выступов, ожесточенность которых российские историки преувеличили, тоже требуют дальнейшего подробного изучения и анализа.[55]

Похожие книги из библиотеки

Истребитель танков «Мардер»

Сам факт появления в Вермахте самоходных противотанковых орудий не случаен. С одной стороны — это часть общего процесса создания широкой номенклатуры самоходноартиллерийских установок, необходимых для повышения мобильности артиллерийских подразделений в составе танковых и моторизованных дивизий. С другой — прямое соответствие тактике применения танковых соединений в немецкой армии.

В принципе, для Панцерваффе было характерно наличие в штате большого числа противотанковых орудий. Так, например, к началу операции «Барбаросса» в составе немецкой танковой дивизии в среднем имелось 45 37-мм и девять 50-мм противотанковых пушек, в моторизованной дивизии — 102 37-мм и девять 50-мм. Кроме того, для противотанковой обороны могли привлекаться (и привлекались) легкие и тяжелые пехотные орудия, а также малокалиберная зенитная и дивизионная гаубичная артиллерия. В состав дивизионных боевых групп в случае необходимости включались орудия корпусной артиллерии и 88-мм пушки тяжелых зенитных дивизионов Люфтваффе.

U-Boot война под водой

Германия, более чем какая иная держава мира, представляла какой наступательный потенциал заложен в подводных лодках. Вскоре после окончания Первой мировой войны, германские военно-морской флот, который стал с апреля 1921 г. называться Reichsmarine, открыл «У-бот контору» в Майнце и «торпедный инспекторат» в Киле. В новых конторах не только проектировали У-боты и вооружение для них, но и внимательно отслеживали развитие подводного флота в других странах, особое внимание обращая на конструкторско-технологические инновации. Вскоре контора и инспекторат слились в отдел, которые переехал в Берлин.

Секретное оружие Гитлера. 1933-1945

«Секретное оружие Гитлера. 1933-1945» — книга, которая описывает основные аспекты развития секретного оружия Германии в 1933-1945 годах. Данное пособие полностью исследует программу вооружения Германии: от сверхтяжелого танка Р1000 «Ratte» (Ратте) до высокоэффективной миниатюрной подводной лодки «Seehund» (Зеехунд). Книга насыщена различной информацией и секретными данными немецкого вооружения в годы Второй мировой войны. Повествует о том, как испытывались в бою истребители с реактивным двигателем, описывает боевую мощь противокорабельной ракеты воздушного базирования Hs 293.

Кроме того, пособие включает большое количество показательных иллюстраций, сводных таблиц, карт боевых действий.

Оружие будущего

Новая книга известного телеведущего Игоря Прокопенко посвящена новейшим разработкам в области вооружений. Известное изречение «что бы ученые ни придумывали, в результате получается оружие» в современной ситуации имеет другую последовательность – разработки оружия самого разного рода оказываются очень полезными и в мирной жизни. Именно благодаря трудам ученых в закрытых лабораториях сказка становится былью.

Каким образом за вами осуществляется ежедневный шпионаж? Действительно ли современные продукты ядовиты? Какое страшное оружие скрывают за своим фасадом обычные метеостанции? Кто и зачем насылает на нас волны смертельных эпидемий?

Когда придет эпоха массовой «чипизации» населения? Война роботов уже началась, и не в фантастическом боевике, а в самой что ни на есть реальности? Правда ли, что знакомый нам с детства «гиперболоид инженера Гарина» давным-давно взят на вооружение мировыми сверхдержавами? Где граница между телом человека и киберреальностью и как эту границу перейти?

Сегодня оружием может стать практически все, что угодно, – от словесного внушения до экспериментов с управлением погодой. Как жить и выжить в безумном мире, который все время готовится к войне?

То, о чем вы прочтете в этой книге, заставит вас по-иному взглянуть на окружающую нас реальность и задуматься о том, как она может измениться с развитием новейших технологий вооружения.