Производство «Ха-го»

Производством бронетанковой техники в Японии занимался ряд коммерческих фирм, а также государственные заводы-арсеналы. При этом ведущим производителем стал концерн «Мицубиси» — ведущий в Японии по выпуску автомобилей и бронемашин. Развитию военного производства способствовал захват Японией Маньчжурии в начале 1930-х гг. Только в 1936 г. здесь выплавили 850 тыс. т чугуна и 400 тыс. т стали. Однако выпуск танков нарастал медленно. Хотя «Ха-го» был принят японской армией, а специально оборудованный завод «Мицубиси» в 1936 г. подготовили к серийному производству, танк несколько лет строился небольшими сериями. До 1939 г. произведено было только 100 машин Тип 95 «Ха-го».

С 1937 г. началось расширение производства боевой техники и создание запасов ГСМ для нее. В значительной степени это делалось за счет зарубежных поставок: в 1937 г. США поставили Японии около 35 млн. баррелей нефти, 2 млн. т железного лома, а также станки и машины для военного производства на сумму около 150 млн. долларов. За счет экспорта потребность промышленности в стали и прокате в 1937 г. покрывалась на 113%, в чугуне — на 64,7%, а вот потребность в нефти удовлетворялась только на 26%, в цинке — на 38,7%, в марганце — на 30%.

Нараставшие масштабы японо-китайской войны, а также подготовка к действиям против СССР и в «районе Южных морей» потребовали принятия ряда мер для увеличения выпуска вооружений. Да и сама планировавшаяся Японией оккупация больших территорий, кроме всего прочего, должна была обеспечить топливные ресурсы для военной промышленности, армии и военно-морского флота.

Весной 1937 г. командование сухопутных сил страны разработало план расширения основных отраслей промышленности и пятилетний план развития военной промышленности. В марте 1938 г. приняли закон о всеобщей мобилизации. А в апреле 1940 г. при военном министерстве организовали специальное управление арсеналами, которому подчинили все предприятия, выпускавшие вооружение, боевую технику и боеприпасы. Провели объединение научно-исследовательских учреждений, работавших на оборону. В результате на предприятиях, непосредственно подчиняющихся военному ведомству, производство значительно увеличилось. На других предприятиях, выполнявших оборонные заказы, доля военной продукции за 1938 — 1940 гг. выросла с 81% до 94%. Напряжение усилий японской промышленности можно понять по таким цифрам: в 1939 г. на нужды вооруженных сил пошло 27% выплавки стали, в 1941 г. — 49%, в 1942 г. — 61%. Массовый выпуск танка Тип 95 начали только в 1938 г., с увеличением масштабов боевых действий в Китае. Кроме «Мицубиси», его производством занимались компании «Ниигата Тэкошо», «Кобе Сейкошо», «Дова Джибоша» и государственный арсенал Кокура («Кокура Рикугун Зохейшо»).

Трофейный танк «Ха-го» после испытаний обстрелом на Абердинском полигоне в США. На нижнем фото хорошо видна характерная форма кормовой части башни

Трофейный танк «Ха-го» после испытаний обстрелом на Абердинском полигоне в США. На нижнем фото хорошо видна характерная форма кормовой части башни

Производство «Ха-го»
Установка кормового пулемета на танке «Ха-го». Военноисторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке

Установка кормового пулемета на танке «Ха-го». Военноисторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке

Хотя боевой опыт выявил ряд недостатков танка Тип 95, сравнительная простота его изготовления и эксплуатации стимулировали продолжение выпуска до 1942 г. включительно. Стоит отметить, что этот год стал пиком японского танкостроения — в течение этого периода построили 1290 танков (при годовом плане 1500). Хотя танкостроение и считалось важным направлением развития японской армии, оно не относилось к числу приоритетных. Гораздо больше средств и усилий вкладывалось в военное судостроение, авиастроение, а также в производство стрелкового оружия и средств ПВО. Такая ориентация военной промышленности объяснялась ведением войны, прежде всего, в районах Тихого океана и в специфических условиях Дальнего Востока. Недостаточно было развито в Японии авто- и моторостроение. При постоянном дефиците ресурсов это сильно ограничивало возможности танковой промышленности, что проявилось не только в количестве построенных машин, но и в их качественных характеристиках.

Всего с 1934 по 1942 г. построили 1161 танк Тип 95 (включая один прототип). Если учесть, что за 1939 — 1942 гг. выпуск японских танков всех типов составил 4065 машин, то неудивительно, что Тип 95 оставался самым массовым японским танком на протяжении всей войны.

К концу 1943 г. весь танковый парк японской армии составлял немногим более 2000 машин при численности сухопутных войск 3,1 млн человек. Даже самое крупное объединение — Квантунская армия, насчитывавшая в это время около 1 млн человек, имела лишь 550 — 600 танков и бронемашин. Еще в середине 1930-х гг. японское военное руководство считало необходимым иметь при величине армии в 2,3 млн человек до 2150 легких и 3855 средних танков. Численность вооруженных сил к августу 1945 г. превысила 4 млн человек, а вот желаемого уровня танкового производства достичь так и не удалось.

Похожие книги из библиотеки

Бронетанковая техника Японии 1939 - 1945

В третьем номере «Бронеколлекции» — приложении к журналу «Моделист-конструктор» — даётся краткий обзор развития японской бронетехники в период с 1939 по 1945 г.

Отечественные колесные бронетранспортеры БТР-60, БТР-70, БТР-80

В середине 1950-х годов стало ясно, что классическое трехосное шасси с неразрезными мостами и рессорно-балансирной подвеской задней тележки как основа для бронетранспортера исчерпало свои возможности. После освоения шин больших сечений с регулируемым давлением все остальные мероприятия, кроме разве что работы над самоблокирующимися межколесными дифференциалами, мало что давали. Новые, очень высокие требования к бронетранспортерам второго послевоенного поколения можно было реализовать только в принципиально иных, гораздо более сложных, но и более эффективных схемах, решениях и конкретных агрегатах. К ним относились: расширенная «танковая» колея; равномерное или близкое к нему расположение шести или восьми колес по базе при управляемых четырех колесах; резко возросшие суммарные мощности силовых агрегатов с целью получения удельной мощности машины не менее 18 — 20 л.с./т; многоступенчатые трансмиссии с большими силовыми диапазонами; самоблокирующиеся межколесные дифференциалы; колесные редукторы, увеличивающие клиренс до 450 — 500 мм; независимые подвески всех колес с большими ходами; гидроусиление рулевого управления; герметичные тормоза; закрытые корпуса с гладкими днищами, способные держать машину на плаву; водоходные движители; башенная установка легких и тяжелых пулеметов с возможностью вести зенитный огонь; бронекорпуса с большим наклоном утолщенных (до 15 — 20 мм) лобовых и бортовых листов; противоатомная защита экипажа и десанта; возможность авиатранспортировки.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Бронетанковая техника стран Европы 1939-1945 гг.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Бронетанковая техника основных противников широко известна, но многие другие участники войны производили бронетехнику.

Средний танк «Центурион»

В 1943 году британский генеральный штаб разработал тактико-технические требования к крейсерскому танку, способному бороться с новейшими представителями немецкого бронированного «зверинца». Толщина лобовой брони перспективной машины задавалась не менее 5 дюймов (125 мм) и определялась пробивной способностью снаряда 88-мм немецкой пушки. Толщина бортов должна была составлять 60% от лобовой брони. Предполагалось, что форма днища корпуса уменьшит поражающее действие противотанковых мин. Ходовую часть планировалось прикрыть фальшбортами для защиты от фаустпатронов. Кроме того, конструкторам предписывалось установить бензиновый двигатель «Метеор» — танковый вариант знаменитого авиационного мотора «Мерлин», которым оснащались легендарные «спитфайры». Танковая пушка в обязательном порядке должна была поражать «тигры», а в боекомплект— входить бронебойные подкалиберные снаряды. Подвижности машины на пересеченной местности придавалось большее значение, чем достижению высокой скорости движения по шоссе.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»