Модификации «Ха-го»

Опыт эксплуатации танков Тип 95 в сложных условиях Маньчжурии потребовал усиления ходовой части. В результате появилась так называемая «маньчжурская» модификация. На измененных треугольных балансирах подвески между опорными катками поместили дополнительные катки меньшего диаметра, слегка приподнятые над опорной поверхностью. При движении по мягкому грунту дополнительный каток обеспечивал лучшее распределение удельного давления, а на твердых каменистых грунтах смягчал удары и облегчал работу резиновых шин основных опорных катков. Один танк «Ха-го» с такой подвеской, захваченный 3 июля 1939 г. на Халхин-Голе советской 11-й танковой бригадой, был доставлен в подмосковную Кубинку на Научно-испытательный полигон автобронетанковой техники, где его испытали зимой 1939/40 г. Видимо, поэтому «маньчжурская» подвеска упоминалась в нашей литературе как стандартная для «Ха-го» (или «Мицубиси-95» — так его одно время называли в советских источниках).

В 1938 г. «Ха-го» перевооружили удлиненной 37-мм пушкой Тип 97 с начальной скоростью снаряда 675 м/с. Отдельно от пушки, справа сзади, в башне устанавливался пулемет, из-за чего башня оказалась несимметричной в плане. Поскольку командир находился в тесном пространстве между левым бортом башни и казенником пушки, управлять башенным пулеметом ему было неудобно. В связи с общим изменением ружейно-пулеметного калибра в японской армии танк перевооружили 7,7-мм пулеметами Тип 97.

Этот танковый пулемет разрабатывался одновременно с ручным под патрон 7,7x58SR, с использованием элементов чешского пулемета ZB-26. Тип 97 имел газовый двигатель автоматики и запирание канала ствола перекосом затвора. Длина ствола — 711 мм, масса — 15,4 кг, темп стрельбы 500 выстр./мин, коробчатый магазин на 30 патронов крепился сверху. Спусковой механизм допускал только автоматический огонь и имел флажковый предохранитель. Пулемет снабжался регулируемым прикладом с амортизатором, съемным оптическим (с 1,5-кратным увеличением) и механическим секторным прицепами, а также брезентовым мешком-гильзосборником. Для использования его в качестве ручного в танке возилась съемная сошка. Расположенный сверху магазин ограничивал углы вертикальной наводки, а легкий ствол не допускал ведениг интенсивного огня.

В ходе войны японские военные логично отдавали предпочтение машинам среднего класса. Уже в 1943 г. основную массу выпущенных в Японии танков и САУ составили средние. Вот только объемы производства бронетанковой техники в это время начали резко уменьшаться. Поэтому роль легких танков в боевых действиях оставалась значительной. Это требовало дополнительных мер повышения их защищенности. Так, в 1944 — 1945 гг. встречались «Ха-го» со смонтированными на левом борту башни дымовыми гранатометами.

На части танков «Ха-го» в конце войны были установлены дымовые гранатометы

На части танков «Ха-го» в конце войны были установлены дымовые гранатометы

Легкий танк Тип 3 «Ке-ри» внешне отличался от «Ха-го» только башней, заимствованной у среднего танка «Чи-ха»

Легкий танк Тип 3 «Ке-ри» внешне отличался от «Ха-го» только башней, заимствованной у среднего танка «Чи-ха»

Похожие книги из библиотеки

Американские «аллигаторы». Гусеничные десантные машины LVT

За годы Второй мировой войны вооруженные силы США провели на различных театрах военных действий 20 оперативных и более 300 тактических морских десантных операций. И армия, и Корпус морской пехоты применяли в этих действиях плавающие гусеничные десантные машины LVT. За годы войны было выпущено более 18,5 тысячи машин этого семейства. Кроме высадки с кораблей и снабжения морских десантов, они использовались при форсировании различных водных преград, для разведки, огневой поддержки десанта, эвакуации раненых. Их роль высоко оценивалась рядом американских командиров и военных историков. «Без этих машин наши десантные операции на острова Тихого океана были бы невозможны», — так категорично отозвался о семействе LVT американский генерал Холланд Смит, один из создателей «амфибийной доктрины» Корпуса морской пехоты США.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

«Сухопутные корабли» (английские тяжелые танки Первой мировой войны)

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

15 сентября 1916 года в бою у реки Соммы приняли участие первые 32 английских танка. "Танк движется по главной улице деревни Флер, и английские солдаты идут вслед за ним в хорошем настроении" — это сообщение британского пилота широко растиражировала пресса. Новому виду вооружения суждено было вместе с авиацией и автоматическим оружием в корне изменить характер боевых действий, систему вооружения и организации армий. Военный корреспондент "Таймс" писал в статье "Сухопутный флот": "Возможно, что прежде, чем окончится война, и мы, и германцы, и наши союзники будут строить новые чудовища, громаднее и страшнее этих; возможно, что мы увидим сражения целых флотов сухопутных дредноутов и мониторов; но несомненно, что в этом деле мы первые. Теперь эта дьявольская машина принадлежит нам и только нам". Впрочем, очень скоро на авторство в создании танка начали претендовать и другие страны, а в 1919 году вопросом о приоритете уже занималась специально утвержденная королем комиссия британского парламента. Она установила, что создателями танка все-таки являлись англичане.

Отечественные колесные бронетранспортеры БТР-60, БТР-70, БТР-80

В середине 1950-х годов стало ясно, что классическое трехосное шасси с неразрезными мостами и рессорно-балансирной подвеской задней тележки как основа для бронетранспортера исчерпало свои возможности. После освоения шин больших сечений с регулируемым давлением все остальные мероприятия, кроме разве что работы над самоблокирующимися межколесными дифференциалами, мало что давали. Новые, очень высокие требования к бронетранспортерам второго послевоенного поколения можно было реализовать только в принципиально иных, гораздо более сложных, но и более эффективных схемах, решениях и конкретных агрегатах. К ним относились: расширенная «танковая» колея; равномерное или близкое к нему расположение шести или восьми колес по базе при управляемых четырех колесах; резко возросшие суммарные мощности силовых агрегатов с целью получения удельной мощности машины не менее 18 — 20 л.с./т; многоступенчатые трансмиссии с большими силовыми диапазонами; самоблокирующиеся межколесные дифференциалы; колесные редукторы, увеличивающие клиренс до 450 — 500 мм; независимые подвески всех колес с большими ходами; гидроусиление рулевого управления; герметичные тормоза; закрытые корпуса с гладкими днищами, способные держать машину на плаву; водоходные движители; башенная установка легких и тяжелых пулеметов с возможностью вести зенитный огонь; бронекорпуса с большим наклоном утолщенных (до 15 — 20 мм) лобовых и бортовых листов; противоатомная защита экипажа и десанта; возможность авиатранспортировки.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Легкий танк «Стюарт»

Легкий танк "Стюарт" в определенном смысле можно считать уникальной боевой машиной. Это самый массовый легкий танк Второй мировой войны — выпущено 22 716 единиц. В ходе войны в его адрес высказывались самые противоречивые оценки. С одной стороны — весьма положительные от англичан, с другой — совсем нелестные от советских танкистов.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»