В процессе воспитания военнослужащих и сплочения воинских коллективов важное место занимают вопросы развития культуры взаимоотношений. Специфика воинской деятельности такова, что общественные и личные взаимосвязи командиров и подчиненных строятся в соответствии с определенными нормами, правилами и требованиями. Исторически сложившееся многообразие средств и функций, объединяемых понятием «культура», регулирует различные стороны взаимоотношений военнослужащих в коллективе. Сюда относят правовые нормы, постановления органов государственной власти и военного управления, приказы и распоряжения командиров и начальников, воинские уставы и инструкции и, конечно же, этические нормы и правила.

Вопросами построения взаимоотношений в воинских подразделениях на основе нравственности и культуры начали заниматься с момента образования регулярной армии. Еще на заре ее появления царь-реформатор Петр I придавал большое значение этим вопросам. По его мнению, отношения высших и низших чинов должны строиться на отеческих началах: «Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради надлежит их равным образом отечески содержать».

В дальнейшем лучшие представители русской армии, государственные деятели не только заботились о достойном воспитании офицерского корпуса, но и настойчиво добивались гуманного отношения к солдату. Так, фельдмаршал П. А. Румянцев требовал от начальника любого ранга и звания, «чтоб он ежечасно того нового солдата обучал не только порядочному поведению, но как обуться, одеться и дать себе добрый вид».

В более позднее время военный теоретик и педагог генерал М. И. Драгомиров четко определил стороны воспитания солдата: нравственное, физическое, умственное развитие и закалка воли. Причем первое он ставил в центр воспитания, считая нравственность стержнем духа армии.

На заре становления Красной Армии выдающийся полководец М. В. Фрунзе отмечал необходимость воспитания высоких морально-боевых качеств, полагая, что где жизнь строго регламентируется уставами и приказами, там больше порядка и боеспособнее подразделение.

Культура не дается человеку от рождения. Процесс ее освоения каждой личностью связан с поисками, проблемами и ошибками. Осваивая ценности культуры, человек формирует самого себя и осуществляет становление своей неповторимой личности. «Культурность не обретается вместе с дипломом об окончании академии, никакой диплом сам по себе не дает представления о широте и разнообразии интересов человека, о его культурном кругозоре, – подчеркивал маршал А. М. Василевский. – И на первый план здесь выдвигается система в накоплении знаний, общекультурных навыков».

Похожие книги из библиотеки

Танки БТ. часть 1. “Колесно-гусеничный танк БТ-2”.

Основной причиной покупки танка «Кристи» M.1940 послужило прежде всего предоставление фирмой технической помощи, передача всех производственных чертежей и технологического процесса производства танка. Дж. У.Кристи выразил также готовность прибыть в СССР сроком на два месяца для консультаций и организации производства. Кроме того, фирма предоставляла возможность нашему инженеру работать на заводе в Рауэй (США). Техническая помощь не распространялась лишь на двигатели «Либерти», гак как они под маркой «М-5» уже производились в СССР по лицензии.

Тяжелые САУ Красной Армии

Практически одновременно с началом проектирования тяжелого танка Т-35 в СССР началась разработка на его базе тяжелых самоходно-артиллерийских установок. Шасси тяжелого танка было привлекательным для размещения на нем артиллерийских систем большой и особой мощности.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Т-26. Тяжёлая судьба лёгкого танка

Советский легкий танк Т-26, созданный как дальнейшее развитие английского «Виккерса 6-тонного», являлся уникальной боевой машиной. Во-первых, это был самый массовый советский танк 1930-х годов (изготовлено более 11000 штук), на базе которого создали рекордное количество опытных образцов (несколько десятков). Во-вторых, этот танк являлся настоящей рабочей лошадкой Красной Армии — у озера Хасан и реки Халхин-Гол, в Испании и Китае, советско-финляндской войне и польском походе 1939 года, в Великой Отечественной и войне с Японией. Т-26 поставлялся в Испанию, Китай и Турцию, а трофейные образцы состояли на вооружении вермахта, Румынии, Финляндии и Венгрии.

И несмотря на то, что конструкция Т-26 не получила дальнейшего развития после 1940 года, этот танк вошел в историю как надежная и неприхотливая боевая машина, которая своей стальной грудью вставала на защиту нашей страны в самые тяжелые моменты.

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.