3.5.3. Технологии развивающего обучения

Теория развивающего обучения берет свое начало в трудах И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Ее научное обоснование было дано Л. С. Выготским. Свое дальнейшее развитие теория получила в работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Н. А. Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития человека, становления у него всей совокупности качеств личности.

В настоящее время разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Большинство из них создано для обучения школьников, однако они активно внедряются и в вузовскую педагогику. Таким образом, реализуется концепция преемственности и непрерывности образования.

Ключевое звено данной технологии – всестороннее изучение личности, которое осуществляется по специальным методикам и предназначено не только для определения исходного уровня интеллектуального развития, но и для определения психологических особенностей личности, ведущих стратегий и стилей мышления.

Эти данные в дальнейшем используются для формирования оптимизированных технологических структур обучения, а также для психологического сопровождения образовательного процесса, основными задачами которого являются развитие когнитивных способностей обучающихся, освоение ими продуктивных способов учебной деятельности, в наибольшей степени соответствующих их типам личности, развитие рефлексивных способностей.

В процессе обучения предусматривается оперативная диагностика достижения частных целей и коррекция обучающих процедур и содержания материала. Циклы коррекции организуются в рамках модульно-блочной структуры курсов. Один из наиболее важных элементов управленческой деятельности в данной технологии – целеполагание.

Так как глобальная задача развивающего обучения – всестороннее развитие личности, то и частные цели должны обеспечивать ее выполнение. Принято выделять в отдельные группы дидактические, воспитательные, развивающие цели, цели психологической подготовки.

В рамках данной технологии целесообразно формирование дидактических целей как соответствующих эталонных моделей деятельности. В этом случае критерием их реализации может служить готовность к конкретному виду деятельности.

Многоуровневая структура целей развивающего обучения представлена следующим образом:

цели первого уровня – профессиональная готовность к определенной деятельности;

цели второго уровня – формирование системы личностных качеств, обеспечивающих продуктивную деятельность в прогнозируемых социально-политических, экономических, военно-профессиональных, экологических условиях;

цели третьего уровня – формирование необходимой устойчивости личности по всем параметрам (нравственным, интеллектуальным, психологическим, физическим);

цели четвертого уровня – создание задела для саморазвития, максимальной реализации своего творческого потенциала.

Цели четвертого уровня составляют основу развивающего обучения.

Таким образом, выдвижение соответствующих целей детерминирует необходимость организации психологического сопровождения, замыкая процедуру структурного синтеза технологической модели развивающего образования.

В соответствии с ней определенным образом необходимо систематизировать уровни освоения знаний, чтобы иметь возможность диагностировать достижение соответствующих целей обучения.

Выделяют следующие уровни освоения знаний:

1. Узнавание, распознавание, знакомство. В образовательной практике этот уровень обозначается категорией «быть ознакомленным», «иметь представление». Обучающийся должен уметь идентифицировать объект (явление), дать его качественное описание, сформулировать характерные свойства, указать его отношение к объектам (явлениям) подобного рода.

2. Копирование, репродукция. Данный уровень соответствует требованию «знать», предполагающему способность воспроизвести учебный материал с заданной степенью точности: сформулировать и записать закон, определение, с достаточной полнотой описать события, процессы.

3. Понимание, предполагающее способность выделять основополагающие причинно-следственные связи в структуре информации, представлять ее в различных формах.

4. Умение, соответствующее категории «уметь использовать», предполагающей способность применять полученные знания для решения стандартных задач соответствующей области деятельности с возможным использованием справочного материала.

5. Владение, перенос, трансформация. Данный уровень может быть идентифицирован категорией «владеть», предполагающей способность обучающегося выполнять необходимые действия без дополнительного справочного материала, переносить свои знания и умения в другие пограничные сферы деятельности, решать нестандартные задачи.

6. Производство нового знания. Креативный уровень. Соответствует категориям «созидательное мастерство», «творчество», предполагающим способность создавать новые общественно значимые объекты. В традиционном обучении не ставилась задача достичь такого уровня, поэтому он, как правило, не выделялся.

Необходимо отметить, что креативными оказываются пятый и шестой уровни – они соответствуют продуктивной творческой деятельности.

Содержание знаний, учебной информации – важнейший компонент данной педагогической технологии, непосредственно образующий образовательное поле. Еще раз подчеркнем ведущую роль системности знаний, на основе чего реализуются новые технологии их организации, свертывания, трансляции и приобретения. Важно не наполнение обучающегося всей массой учебного материала, а определение оптимального объема знаний и той частоты дискретизации, с которой необходимо транслировать знания для обеспечения проблемности образовательного процесса. Его фундаментальная составляющая – понимание законов согласно выражению: «Унция знаний стоит фунта информации, унция понимания – фунта знаний». Существенно, что знания, как правило, есть результат анализа, понимание – процесса синтеза.

Не менее важна система методов развития продуктивного мышления, основанная на принципах креативной педагогики. Ее наполняют методы развития воображения, фантазии, способностей не только к анализу, но и синтезу, способы и приемы преодоления стереотипов мышления.

В настоящее время технологии развивающего обучения находят все более широкое применение в высшей военной школе (как в традиционной системе дисциплин, так и в специализированных курсах научно-технического творчества, инноватики, тренингах).

Похожие книги из библиотеки

Тяжёлый танк «Тигр». Смертельное оружие Рейха

«Тигр» — самый грозный немецкий танк Второй мировой войны, своего рода символ гитлеровских «Панцерваффе». И если два других самых знаменитых танка тех лет — Т-34 и «Шерман» — во многом обязаны своей известностью гигантскими объёмами производства, то «Тигр» заслужил свою славу исключительно благодаря выдающимся боевым качествам. И можно только сожалеть, что эти качества использовались в борьбе за неправое дело…

Принцы Кригсмарине. Тяжелые крейсера Третьего рейха

Крейсера типа «Адмирал Хиппер» являлись одними из самых красивых кораблей Кригсмарине. будучи при этом и самыми неоднозначными. По замыслу проектировщиков они должны были стать наиболее совершенными в своем классе: при их создании была сделана ставка на обеспечение качественного управления огнем, автоматику и внедрение новейших технологий. Результат получился обескураживающий — крейсера вышли стишком дорогими, их энергетические установки отличались ненадежностью, а боевые характеристики в целом оказались весьма посредственными.

И тем не менее, крейсера типа «Адмирал Хиппер» долгое время считались козырными картами Кригсмарине. Подобно «Бисмарку» и «Тирпицу», они оказывали заметное влияние на баланс сил на европейских морских театрах и по сей день считаются одними из самых знаменитых кораблей Второй мировой войны.

Тяжелые крейсера США . Часть 2

Продолжение выпуска № 17. Роль, которую тяжелые крейсера ВМС США сыграли во Второй мировой войне, огромна. Особенно возросло значение тяжелых крейсеров на Тихом океане, после того как японская палубная авиация нейтрализовала 7 декабря фактически все американские линкоры Тихоокеанского флота. В том историческом налете не пострадал ни один тяжелый крейсер. Все тяжелые крейсера приняли участие в боях с самурайско-японскими и немецко-фашистскими агрессорами.

Броневой щит Сталина. История советского танка (1937-1943)

Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.Большинство немецких солдат, воевавших на Восточном фронте, неизменно называли три вещи, запомнившиеся им в ходе войны, – русские просторы, лютый мороз и массы советских танков. О танке Т-34 вспоминают и многие немецкие генералы, называя его "шедевром мирового танкостроения".Как, когда и почему родились те самые танки, что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей.