4.2.4. Воспитание военнослужащих в коллективе и через коллектив, индивидуальный и дифференцированный подход

Важнейший принцип – воспитание военнослужащих в коллективе и через коллектив, что достигается благодаря созданию атмосферы взаимопонимания, дружбы, войскового товарищества, социальной справедливости, высокой ответственности и культуры взаимоотношений. Этот принцип отражает закономерные связи социально-психологического плана, коллективной и групповой жизни военнослужащих. Человек, проходящий воинскую службу, большую часть времени проводит непосредственно в коллективе и группе людей. Он находится под постоянным влиянием и воздействием. Благодаря многообразию межличностных взаимоотношений, многочисленным контактам в сплоченном коллективе ускоряется процесс развития личности, появляются возможности для проявления своих способностей и корректировки поведения, действия.

В интересах более эффективного и качественного решения воспитательных задач важно учитывать следующие явления коллективной (групповой) жизни:

понимание и осознание членами коллектива целей и задач, стоящих перед данным воинским коллективом;

направленность и уровень развития коллективного (группового) мнения, создание и поддержание положительного мнения у членов коллектива по вопросам воинской службы, деятельности коллектива, учет изменений в коллективном мнении и направлении его на решение боевых и учебно-воспитательных задач;

учет коллективных настроений военнослужащих, создание и поддержание положительного настроения, способствующего активизации деятельности членов коллектива, успешному преодолению трудностей военной службы;

формирование и использование в интересах воспитания положительных коллективных традиций, целенаправленный учет национальных, региональных обычаев;

формирование и развитие уставных взаимоотношений, повышение культуры общения членов коллектива, учет реально сложившейся системы взаимоотношений между различными категориями военнослужащих, выявление фактов нарушения правовых, уставных норм взаимоотношений, проведение целенаправленной работы по их профилактике, недопущению и преодолению;

наличие авторитетных лиц в коллективе, в первую очередь командиров и начальников, их влияние на все стороны жизни воинского коллектива, подразделения (части).

Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию как принцип отражает зависимость воспитательной деятельности от индивидуально-психологических и групповых особенностей военнослужащих, от степени их учета в процессе педагогического воздействия и взаимодействия.

Военнослужащие отличаются друг от друга многообразием индивидуальных социальных, психологических, педагогических, физических, национальных и других особенностей, уровнем сознательности, образования, общего развития, культуры, жизненного опыта, интересов, способностей, типами темперамента, физическими данными, чертами характера и т. д. Индивидуальный подход предполагает выявление и учет этих особенностей, т. е. осуществление воспитательного взаимодействия с военнослужащим на персональной основе.

В то же время те или иные категории военнослужащих имеют некоторые общие, групповые черты, признаки, обусловленные возрастом, образованием, профессией, опытом воинской службы, должностными обязанностями, воинским званием, специальными интересами, местом рождения, проживания, полом и т. д.

Дифференцированный подход предполагает выявление и учет групповой специфики военнослужащих в решении воспитательных задач. Офицеры, прапорщики, сержанты, военнослужащие по призыву и по контракту, молодые солдаты (матросы), те, кто уже заканчивает службу, – все они имеют свои особенности, которые обязательно надо учитывать в воспитательной работе.

Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию предполагает глубокое и всестороннее знание своих подчиненных, требует понимать их морально-психологическое состояние, учитывать мир психических явлений конкретного военнослужащего или группы людей. Углубленное изучение и знание индивидуальных особенностей подчиненных дает офицеру возможность выбрать и определить самому линию поведения, найти необходимые средства, формы, методы и приемы педагогического воздействия.

Похожие книги из библиотеки

Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945

На вооружении Красной Армии бронеавтомобили появились гораздо раньше танков. Процесс создания броневых частей начался вскоре после Октябрьской революции. Так, уже 20 декабря 1917 года открылся 2-й «Броневой съезд», депутаты которого в основном придерживались большевистской ориентации и представляли далеко не все броневые части Русской армии. Съезд избрал из своего состава исполнительное бюро, которое 31 января 1918 года распоряжением Совнаркома было преобразовано в Центральный совет броневых частей — Центробронь — для управления всеми броневыми силами РСФСР и создания красных бронеотрядов. С этой целью Центробронь занялся демобилизацией бронедивизионов и инвентаризацией их имущества.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Линейные корабли типа “Иоанн Златоуст”. 1906-1919 гг.

В книге на основе документов из фондов РГА ВМФ рассказывается об истории проектирования, строительства и службе последних линкоров-додредноутов “Иоанн Златоуст” и “Евстафий”. Именно на эти корабли легла вся тяжесть кампаний 1914–1915 гг. на Черном море по пресечению операций германо-турецкого крейсера “Гебен”, которую они с честью выдержали.

Танки Блицкрига Pz.I и Pz.II

Когда речь заходит о немецких танках Второй Мировой, прежде всего на ум приходят знаменитые «Тигры», «Пантеры» и «Фердинанды». Однако всё это техника периода заката Панцерваффе и поражений Германии. А боевые машины, с которыми связаны поразительные успехи Вермахта в начале войны, остаются как бы «за кадром». Pz.I и Pz.II — «единички» и «двойки» — эта «бронированная кавалерия» Блицкрига была основой немецкого танкового парка до конца 1941 года. Именно эти легкие танки, наматывавшие на гусеницы тысячи километров польских, французских и русских дорог, стали символами «молниеносной войны». Именно они завоевали для Гитлера полмира. И даже сойдя со сцены на третьем году боевых действий, они остались в строю, став базой для различных типов самоходок, командирских и вспомогательных машин.

В чем заключался секрет успеха этих слабовооруженных и легкобронированных машин в бою? Благодаря чему они побеждали гораздо более сильных противников? Как им удалось дойти до Москвы, Волги и Кавказа? На все эти вопросы отвечает новая книга ведущего историка бронетехники.

Субмарины США «Gato»

ВМФ США стал одним из первых флотов, получивших субмарины. Несколько экспериментальных подводных лодок построил для флота Джон Холланд в конце XIX века. Но сохранить свой приоритет янки не смогли. К концу Первой Мировой войны ни для кого не было секретом, что американские подлодки меньше, медленнее, хуже вооружены и имеют ограниченный радиус действия по сравнению с подлодками любой другой страны, участвовавшей в войне. После завершения Первой Мировой войны резко изменилась стратегическая ситуация в мире. США превратились в одну из мировых сверхдержав. Вместе с тем всем было очевидно, что Версальский договор долго не просуществует. В будущей войне Соединенные Штаты могли столкнуться лишь с несколькими серьезными противниками. Но Великобритания была надежным союзником, Советская Россия была слишком ослаблена революцией и гражданской войной, ее флот оказался практически уничтожен. Оставался один серьезный противник — Япония. Японская империя была молодым и динамично развивающимся государством, агрессивным в отношении к соседям. Казалось, что Япония старается стремительно наверстать упущенное за прежние столетия время. Неизбежно, такая политика приводила к конфликтам со старыми империями, господствовавшими в Азии: Францией, Голландией, Великобританией и, наконец, США. Соединенные Штаты были особенно уязвимы, поскольку их владения на Тихом океане лежали в направлении японской экспансии. Филиппины, Гуам, Уэйк и Гавайи были главными препятствиями для Японии. Соединенные Штаты поспешили обзавестись флотом, который смог бы противостоять растущей морской мощи Японии.

Прим.: Полный комплект иллюстраций, расположенных как в печатном издании, подписи к иллюстрациям текстом.