Летные испытания самолета Т-4

В 1972 г. была подготовлена летно-доводочная база (ЛДБ) для обеспечения первого этапа летных испытаний самолета Т-4 - "101".

Самолет Т-4 ("101") на аэродроме ЛИИ, г. Жуковский. Вид сбоку. (ОАО "ОКБ Сухого")

Самолет Т-4 ("101") на аэродроме ЛИИ, г. Жуковский. Вид сбоку. (ОАО "ОКБ Сухого")

"Сотка" на стоянке аэродрома ЛИИ. Под крылом самолета стоит ведущий инженер А. С. Титов. (ОАО "ОКБ Сухого")

"Сотка" на стоянке аэродрома ЛИИ. Под крылом самолета стоит ведущий инженер А. С. Титов. (ОАО "ОКБ Сухого")

Заправка самолета на гоночной площадке двигателей. (ОАО "ОКБ Сухого")

Заправка самолета на гоночной площадке двигателей. (ОАО "ОКБ Сухого")

Самолет Т-4 на стоянке. (ОАО "ОКБ Сухого")

Самолет Т-4 на стоянке. (ОАО "ОКБ Сухого")

Так как испытательная станция ОКБ П.О. Сухого не была рассчитана на эксплуатацию самолетов таких габаритов, как изделие "101", и не располагала нужным эксплуатационным оборудованием, то было принято решение проводить работы на базе ЭМЗ В.М. Мясищева. На ней была выделена часть большого ангара и подсобные помещения, в которых располагались лаборатории радиооборудования, электрооборудования, бортовых измерений, силовой установки с площадкой для отработки двигателей, экипаж, группа анализа работ и производственный участок.

Ведущим инженером по летным испытаниям был назначен А.С. Титов, его заместителем Л.В. Серов, а инженером по эксплуатации Г.Г. Диков. Заместителем начальника ЛДБ по испытаниям самолета стал Е.К. Кукушев.

Первый опытный самолет - "101" был перевезен из сборочного цеха ОКБ П.О. Сухого на ЛДБ 30 декабря 1971 г. В течение четырех месяцев на самолете проводились доводочные работы, а также отладка и отработка систем. Одновременно были проведены попарные и общие запуски двигателей РД36-41.

20 апреля 1972 г. самолет был принят экипажем на летные испытания.

По разработанной программе предполетной подготовки было выполнено 12 рулежек, из них четыре - с доведением скорости машины до близкой к взлетной. При этом проверялась и анализировалась работоспособность всех самолетных систем. Также было проведено два прерванных взлета самолета.

Из-за летних пожаров 1972 г., когда горели леса и торфяники и видимость из-за густого дыма, стелившегося по аэродрому, была почти нулевая, взлет 101-й машины постоянно откладывался. Поэтому первый полет экспериментального самолета "101" состоялся только 22 августа 1972 г. Самолет пилотировали Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза В.С. Ильюшин и Заслуженный штурман СССР Н.А. Алферов.

Экипаж самолета "101" перед первым вылетом. Слева направо: штурман Н.А. Алферов, летчик В. С. Ильюшин. (Из архива Николая Алферова)

Экипаж самолета "101" перед первым вылетом. Слева направо: штурман Н.А. Алферов, летчик В. С. Ильюшин. (Из архива Николая Алферова)

Таблица 5.

Сравнение основных ЛТХ самолета Т-4 на различных этапах проектировании 
Характеристики ТТТ заказчика 1963 г Эскизный проект 1966. Состояние на. январь 1973 г
Скорость полета на высоте 20-24 км, км/ч:
- крейсерская 3000 3000 3000
- максимальная 3200 3200 3200
Дальность полета на крейсерской скорости, км:
- без подвесных топливных баков 6000 7000 6000
- с подвесными баками 7000 7300 6500
Макс, скорость полета у земли, км/ч - 1150 1150
Взлетная масса без подвесных топливных баков, т 100 104,6 128 
Запас топлива, т - 57,0 69,0
Максимальная взлетная масса, т 120 123 163

Впервые в практике отечественного и зарубежного самолетостроения полет проводился с применением системы дистанционного управления и автомата тяги.

На первом этапе испытаний самолета было выполнено 9 полетов, первые пять из них проводились с неубранным шасси.

Выполненные полеты показали, что самолет на рулении прост и хорошо управляется, на взлете машина устойчива и не имеет тенденции к самопроизвольному рысканию или подъему носа. Самолет имел очень хороший обзор с опущенной носовой частью фюзеляжа, что значительно облегчало выполнение руления, взлета и посадки. Взлетный угол легко выдерживался. Отрыв самолета происходил плавно. После подъема носовой части фюзеляжа полет проходил по приборам. Установленный на самолете перископ давал возможность обозревать лежащее впереди пространство. Набор высоты самолетом был прост и не требовал от летчика повышенного внимания. В горизонтальном полете самолет управлялся хорошо. Разгон и переход "звукового барьера" проходили спокойно, а момент прохода М=1 отмечался только по приборам. Интенсивность разгона самолета была достаточно хорошая. Заход на посадку и посадка выполнялись легко. Наличие автомата управления тягой (АУТ) полностью разгружало летчика от работы двигателями на режиме захода на посадку. Пользование органами управления АУТ было весьма удобно, особенно при использовании гашетки скорости на ручке управления самолетом. Самолет касался земли плавно, без тенденции к "козлению" или самопроизвольному опусканию носа.

Взлет самолета "101". (ОАО "ОКБ Сухого")

Взлет самолета "101". (ОАО "ОКБ Сухого")

Первые минуты полета .(ОАО "ОКБ Сухого")

Первые минуты полета .(ОАО "ОКБ Сухого")

Момент уборки шасси. (ОАО "ОКБ Сухого")

Момент уборки шасси. (ОАО "ОКБ Сухого")

Т-4 ("101") в воздухе. Вид снизу. (ОАО "ОКБ Сухого")

Т-4 ("101") в воздухе. Вид снизу. (ОАО "ОКБ Сухого")

Носовая часть самолета опущена. (ОАО "ОКБ Сухого")

Носовая часть самолета опущена. (ОАО "ОКБ Сухого")

Носовая часть самолета поднята. (ОАО "ОКБ Сухого")

Носовая часть самолета поднята. (ОАО "ОКБ Сухого")

Посадка "101" машины. (ОАО "ОКБ Сухого")

Посадка "101" машины. (ОАО "ОКБ Сухого")

На пробеге самолет был устойчив и хорошо управляем. Тормозные парашюты и тормозная система колес показали свою эффективность.

Дистанционное управление самолетом работало безотказно. Была отмечена хорошая управляемость самолета. Производилось переключение самолета на механическое управление. На этом режиме было отмечено, что управление самолетом возможно, но требует от летчика больших физических усилий и внимания.

К сожалению, как всегда бывает при испытаниях новых машин, выявились и первые неприятности: сбои в работе гидросистемы, заклинивание шасси, микрорастрескивание стальных баков с топливом и другие, что заставляло периодически останавливать испытания.

Первый этап летных испытаний Т-4 завершился девятым полетом, который состоялся 6 июля 1973 г. После этого машина была поставлена на доработку, а параллельно проходило изучение полученной информации.

Одновременно с летными испытаниями проводились дальнейшие работы по комплексу Т-4:

- для устранения микрорастрескивания баков ВИАМом предложено заменить материал ВТ-5 на ВТ-6;

- на Ил-18/1 велась отработка в полете радиоэлектронного комплекса самолета Т-4;

- на самолете 1622-47 (Ту-16) был отработан на дозвуковых режимах двигатель и выданы рекомендации на доработку системы управления двигателями.

В 1972 г. состоялись испытания системы подкачки центровочного топлива, перекачки аварийной воздушной системы на топливе "Нафтил" при различных температурах окружающей среды, самого топлива, резиновых уплотнений и имитаторов мягкого бака самолета Т-4 в условиях, приближенных к эксплуатационным.

На стендах отрабатывались два варианта главных опор шасси самолета по определению разворота и запрокидыванию, а также их проверка на работоспособность и ресурс.

Похожие книги из библиотеки

Средний танк Т-55 (объект 155)

Работы по усовершенствованию танков Т-54 велись в ОКБ Уральского машиностроительного завода в Нижнем Тагиле, где, кстати, был спроектирован и сам Т-54. Наиболее удачным результатом этих доработок считается Т-54Б; он был оснащен стабилизатором пушки в двух плоскостях СТП-2 «Циклон».

Экипаж снабдили активными приборами ночного видения: командира — ТКНИ, механика-водителя — ТВН-2, наводчика — инфракрасным ночным прицелом ТПН-1-21-11, для обеспечения их работы установили ИК- прожекторы, а также заменили дневной прибор наблюдения командира ТПК-1 на более совершенный ТПКУБ. Кроме того, танку придали оборудование для подводного вождения ОПВТ.

Новая машина, созданная на базе Т-54Б, получила обозначение Т-55 («объект 155») и поступила в 1958 году, согласно приказу министра обороны от 24 мая того же года, на вооружение Советской Армии.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Короткоствольные револьверы

Несмотря на то, что самозарядные пистолеты стали стандартным вооружением в полиции и армии и становятся всё более популярны среди обычных граждан, короткоствольные револьверы не сдают своих позиций. Такое оружие было всегда доступно во всем разнообразии калибров, размеров и вариантов оформления и продолжает служить надежным как запасным оружием для полицейских, так и оружием для вооруженных граждан.

Автор этой книги, бывший оперативный сотрудник ЦРУ Эд Ловет отдает должное короткоствольным револьверам, поддерживая их репутацию как отличного выбора для скрытого ношения, запасного оружия или оружия для боя на сверхкоротких дистанциях. Также он рассматривает основные вопросы использования короткоствольных револьверов, такие как хват, прицельные приспособления, работу со спуском и ограниченный боезапас, и предлагает решения на основе своего опыта. Вторая часть книги посвящена тактическим особенностям использования короткоствольных револьверов в различных ситуациях для самозащиты, вплоть до крайних случаев, таких как преследование или нападение на машину.

Книга будет полезна всем, кто заинтересован в объективной и ориентированной на практику точке зрения на короткоствольные револьверы.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.