VIS 35 Radom

VIS 35 Radom

VIS 35 выпуска 1938 года

VIS 35 Radom

VIS 35 выпуска 1939 года

Пистолет VIS был принят на вооружение Войска Польского незадолго до начала Второй Мировой войны. Создателями пистолета являются польский конструктор Петр Вильневчиц, выпускник Михайловской артиллерийской академии, и оказавший ему техническую поддержку, директор Варшавского оружейного завода Ян Скрипинский. Конструкторские работы по созданию пистолета велись в порядке частной инициативы Петра Вильневчица, с 1928 года работавшего руководителем группы баллистической экспертизы и советником в области разработки стрелкового оружия в главном управлении концерна государственных оружейных заводов – PWU в Варшаве. Создать свой пистолет для Войска Польского конструктор решил после поступившего в департамент вооружения письма о заключении договора с чешскими производителями о приобретении лицензии на производство их пистолета образца 1924 года.

Изучив ТТХ и особенности конструкции этого оружия Петр Вильневчиц пришел к выводу о его крайне слабой боевой эффективности и множестве конструктивных недостатков. Посоветовавшись с техническим директором PWU, Петр начал работать над чертежами. После начала сотрудничества с директором Варшавского оружейного завода Яном Скрипинским, первоклассным технологом, и последующего представления чертежей, департамент вооружений отсрочил договор с чехами. Разработка чертежей была закончена в конце 1930 года. Патент на пистолет был получен 8-го февраля 1932 года. В этом же месяце был собран первый действующий экземпляр. Первые стрельбы прошли без единой задержки. Название нового оружия было составлено из фамилий его создателей: «Wilniewczyc i Skrzypinski» или WIS. Однако после принятия пистолета на вооружение, обозначение WIS было заменено департаментом вооружения на VIS, что на латыни означает сила.

В пистолете использована надежная система запирания при помощи снижающейся казенной части ствола конструкции Джона Браунинга. Однако снижение происходит не с помощью качающейся серьги, а при взаимодействии скоса нижнего прилива казенной части ствола с соответствующей наклонной поверхностью рамы. Конструктор отказался от втулки затвора-кожуха для снижения люфтов дульной части ствола, а также упрощения разборки и сборки оружия и снижения стоимости производства. Длина хода затвора была увеличена с целью добиться большей надежности работы при стрельбе патронами со слабым зарядом пороха и несколько уменьшить силу отдачи при стрельбе мощными патронами.

Петру Вильневчицу пришлось отказаться от ударно-спускового механизма двойного действия из-за незаинтересованности в нем заказчика пистолета. В результате оружие снабжено простым ударно-спусковым механизмом куркового типа, одинарного действия, с предохранительным взводом курка. Однако, преимуществом такого УСМ является надежность функционирования даже при сильном загрязнении и редком уходе. Пришлось отказаться и от идеи использования патрона .45 ACP, обладающего высоким останавливающим действием пули, вследствие его крайне малого распространения в Европе. Наиболее подходящим был признан куда более популярный патрон 9mm Parabellum. Пистолет получил ударник инерционного типа .

Конструктор не хотел снабжать оружие управляемым вручную предохранителем, считая его не только бесполезным, но и вредным, так как в критической ситуации владелец пистолета может просто забыть выключить этот предохранитель или забыть где именно он находится, что приведет к потери времени ценой в жизнь. Создателям пистолета удалось убедить в этом заказчика. Автоматический рукояточный предохранитель, размещенный в верхней тыльной части рукоятки, обеспечивает безопасность ношения оружия с патроном в патроннике и взведенным курком. Рычаг безопасного спуска курка с боевого взвода размещен на левой стороне затвора-кожуха. Длинный рычаг затворной задержки, расположенный слева на раме, удобно управляется большим пальцем удерживающей оружие руки без изменения хвата. Защелка магазина, находящаяся у основания спусковой скобы, позволяет быстро сменить магазин. Рукоятка имеет пазы для крепления кобуры-приклада от пистолета Mauser C-96.

Испытания пистолета проводились на полигоне стрелкового вооружения под Варшавой. Оружие проверялось в затрудненных условиях эксплуатации.

Всего было произведено около 6000 выстрелов. Пистолет отлично функционировал. Не было ни поломок, ни сколько-нибудь серьезных задержек, ни снижения точности стрельбы. При стрельбе из нового пистолета восьмью патронами на дистанции 20 метров, диаметр рассеивания составил 50 мм, а после 5000 выстрелов – 70 мм. 16 марта 1933 года департамент вооружений купил патент на пистолет Петра Вильневчица. Перед началом серийного производства оружие демонстрировалось представителям различных родов войск. Интересно, что рычаг безопасного спуска курка, был введен в конструкцию по совету представителя департамента кавалерии. Кавалеристам необходимо было после стрельбы, сидя верхом на коне убрать пистолет в кобуру в безопасном положении, не спуская курок вручную. По предложению представителя департамента вооружения, высказавшего на этом же смотре опасение, что острые края затвора-кожуха могут поранить руку при стрельбе, указанные острые грани были закруглены.

VIS 35 Radom

Pistole 35 (p)

В дальнейшем производство велось в городе Радом на предприятии Panstwowa Fabrika Broni. Около 3000 пистолетов было произведено из легированной стали, после чего начали использовать углеродистую сталь. Перед началом Второй Мировой войны польская армия еще не успела полностью перевооружиться. Войска получили только 60216 пистолетов, а полностью были ими укомплектованы только летный состав ВВС и танковые войска. После оккупации Польши, пистолеты VIS, переименованные в Pistole 35 (p), выпускались под контролем австрийского концерна Steyr-Daimler-Puch для немецких ВВС, ВМС, полиции и полевых частей СС. Пистолеты, выпускавшиеся в период с 1935 по 1939 гг. имеют польские клейма в виде орла и крепления для кобуры-приклада. Все детали этого оружия высокого качества изготовления и обработки поверхностей, с отлично подогнанными деталями. Стволы очень высокого качества, изготовленные из стали с большим содержанием хрома и ванадия.

С сентября 1939 и до весны 1941 гг. пистолеты собирались из старых запасов деталей. Однако качество сборки было уже хуже. На деталях появились немецкие клейма. Рукоятки этих пистолетов могут не иметь крепления для кобуры-приклада. С конца 1941 по начало 1943 гг. оружие собиралось в основном из новых деталей. Качество изготовления и сборки низкое. Стволы имеют меньшую твердость закалки. Заметны следы механической обработки. Оружие, выпущенное после 1942 года не имело флажкового предохранителя, а так же пазов для крепления кобуры-приклада, завальцованные оси заменили собой цапфы ударно-спускового механизма, пластмассовые щечки рукоятки заменили деревянными. Такие пистолеты обозначались Pistole 35/1 (p). Оружие, изготовленное со второй половины 1943 отличается наихудшим качеством из всех вышеописанных. Детали таких пистолетов даже не проходили закалку.

Пистолеты VIS собирались и в подпольных партизанских формированиях. Сборка велась из деталей с завода в городе Радом и имеет более высокое качество, чем пистолеты, изготовленные в 1944 году. После 1944 года производство этого оружия продолжалось в Австрии небольшими партиями. В целом пистолет показал себя с лучшей стороны, так как обладал по тем временам хорошими боевыми и служебно-эксплуатационными качествами. Более-менее существенным недостатком являлись большие габариты и масса. Другой минус – сложность и трудоемкость разборки. Однако, эти недостатки не помешали пистолету Петра Вильневчица пользоваться высокой популярностью у всех воюющих сторон. Владельцы отмечали отличную надежность работы, безопасность, удобство и простоту в обращении, точность стрельбы и, в особенности, удобство удержания.

VIS 35 Radom

Пистолет VIS 35 Ришарда Тобиса и патроны .45 ACP

В 2014 году высококлассный польский оружейник Ришард Тобис, изготавливающий копии старинного оружия и редких польских моделей, а так же создатель самого большого в мире револьвера по образцу Remington mod. 1859, выполнил реплику самозарядного пистолета VIS 35 Radom под патрон . 45 ACP. В свое время Петру Вильневчицу, конструктору оригинального VIS 35, пришлось отказаться и от идеи использования обладающего высоким останавливающим действием пули патрона .45 ACP вследствие его крайне малого распространения в Европе. Несколько все же изготовленных в городе Радом прототипов калибра 11,43-мм были утрачены еще в 1937 году. Спустя 77 лет это оружие вернулось к жизни благодаря энтузиазму и таланту мастера.

Основные характеристики

Калибр: 9mm Parabellum

Длина оружия: 208 мм

Длина ствола: 120 мм

Высота оружия: 141 мм

Ширина оружия: 32 мм

Масса без патронов: 1010 г.

Емкость магазина: 8 патронов

Похожие книги из библиотеки

АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили

С самого своего рождения отечественный автопром не был изолирован от остального мира – даже в наиболее сложные периоды истории, в разгар «холодной войны» и открытой конфронтации с Западом, иностранные машины составляли заметную часть автопарка СССР, активно использовались и в Советской Армии, и в народном хозяйстве. Речь прежде всего о сотнях тысяч автомобилей, полученных в годы Второй Мировой войны по ленд-лизу, а также о трофейной технике, захваченной у Вермахта и его союзников. Хотя в СССР об этом не принято было упоминать, трофейные и ленд-лизовские машины сыграли важную роль в развитии советской автомобильной промышленности, бурный прогресс которой в послевоенный период стал возможен благодаря тщательному изучению мирового опыта.

Много лет работая над этой темой, буквально по крупицам собрав и обработав колоссальный объем информации, автор впервые воссоздает подлинную историю этого автоНАШЕСТВИЯ на СССР, оставившего заметный след в судьбе отечественного автопрома.

Великие танковые сражения. Стратегия и тактика. 1939-1945

Книга посвящена главной ударной мощи сухопутных сил – танковым войскам. Автор реконструировал основные танковые сражения Второй мировой войны, подробно рассказал о предыстории создания и послевоенном развитии бронетанковой техники, дал характеристику различных видов и типов танков, уделяя большое внимание броневой защите и параметрам танковых орудий, их маневренности в конкретных ландшафтах. Издание снабжено картами, схемами и фотографиями.

Война. Полная энциклопедия.

Энциклопедия Ричарда Эрнеста и Тревора Невитта Дюпюи – всеобъемлющее справочное издание, отображающее эволюцию военного искусства от Античности до наших дней. В одном томе собран и систематизирован богатейший материал: колоссальный объем архивных документов, редкие карты, сводки статистических данных, выдержки из научных трудов и детальные описания величайших сражений.

Для удобства пользования энциклопедией история человечества условно разделена на двадцать две главы, каждая из которых посвящена временному периоду с 4-го тысячелетия до нашей эры до конца XX века. Очерки, предваряющие главы, содержат сведения о принципах тактики и стратегии того или иного периода, особенностях вооружения, развитии военно-теоретической мысли и выдающихся военачальниках эпохи. Энциклопедия содержит два указателя: упомянутых в тексте имен, а также войн и значимых вооруженных конфликтов. Все это поможет читателю воссоздать и воспринять историческое полотно в целом, разобраться в причинах той или иной войны, проследить ее течение и оценить действия полководцев.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.