5.11. Проект “улучшенный “Такао”.

5 апреля 1927 года президент США Кулидж санкционировал постройку шести оставшихся крейсеров по 10000 т (CL26-31, затем СА26-31), которые должны были строиться в соответствие с “Первым крейсерским билем”, а после неудачи Женевской конференции (20 июня-4 августа 1927 года) он потребовал от военно-морского руководства подготовить планы по доведению силы американских флота до равенства британскому. В свете ожидаемого расширения флота США японский МГШ 15 октября назначил комитет из 22 руководящих членов МГШ, военного отдела военно-морского департамента, департамента военного кораблестроения и департамента военно-морской аэронавтики для определения политики кораблестроения после выполнения программы 1927 года. Комитет начал работу 27 декабря, а 6 августа 1928 года представил секретный рапорт №43 АВ, в котором указывалось, что основными противниками Японии на морях являются США и Великобритания и что установленное Вашингтонским договором соотношение сил следует признать негодным. К декабрю 1936 года, т.е. концу действия этого договора, императорский флот Японии должен был состоять из 9 линкоров, 4 авианосцев, 2 вспомогательных авианосцев, 12 больших и 12 средних крейсеров, 64 больших и 32 средних эсминцев, 65 подводных лодок. Чтобы достичь такого уровня сил, принимая во внимание старение кораблей, в рапорте предлагалось в кратчайшие сроки заложить пять линкоров по 35000 т, шесть крейсеров по 5000 т, 15 больших и 32 средних эсминца и 32 подлодки. В рапорте также указывались требования к новым кораблям. Так, 5000-тонным крейсерам, которые должны были действовать как лидеры флотилий эсминцев или подлодок и производить эскадренную разведку, следовало иметь скорость 35 узлов, дальность действия 5000 миль на 14 узлах, 6 14-см орудий и не менее 4 61-см ТА на верхней палубе, 2 гидросамолета, защиту от 13-см снарядов на дистанции 5000 м (защита погребов от 14-см снарядов на дистанции 10000 м).

Рапорт обсуждался на встрече начальника МГШ вице- адмирала Кичисабуро Номуры и морского министра адмирала Кейсуке Окады 24-25 сентября 1929 года (секретный декрет флота №169). Высказанные в нем предложения были прора-ботаны МГШ в свете новой политики США и принятия там “Второго крейсерского биля” (Акт конгресса от 13 февраля 1929 года), согласно которому американский флот должен был иметь 23 крейсера по 10000 т. Окончательно новый японский план одобрили 5 марта 1929 года (секретный декрет №36) новый начальник МГШ Кандзи Като и морской министр Окада. Принятая семилетняя кораблестроительная программа (1930/31-1936/37 годы) предполагала постройку 112 кораблей, включая 4 линкора по 35000 т, 5 крейсеров по 10000 т (вместо 6 по 5000 т), 16 эсминцев по 1400 т и 32 по 1000 т, 32 подлодки, общей стоимостью 876,997 млн иен. Бюджетная комиссия в мае сократила число кораблей до 93 общей стоимостью 822,32 млн иен:,4 линкора, 4 тяжелых крейсера, 12 эсминцев по 1400 т и 28 по 1000 т, 32 подлодки.

Требования МГШ к новым 10000-Тонным крейсерам, которые стали называть “улучшенный “Такао”, были следующими:

1) главное вооружение: 10 20-см орудий в спаренных установках с большим углом возвышения;

2) не менее четырех 12,7-см зенитных орудий нового проекта;

3) 4 поворотных ТА калибром 61 см на верхней палубе;

4) оборудование для несения двух гидросамолетов;

5) максимальная скорость свыше 33 узлов, дальность 8000 миль на 14 узлах;

6) защита против прямых попаданий 15-см снарядов и против косвенных (под большим углом) попаданий бронебойных 20- см снарядов;

7) защита погребов от прямых попаданий 20-см бронебойных снарядов на дистанциях 10-15 км;

8) ПТЗ должна выдерживать 1 или 2 торпедных попадания;

9) те же главные задачи, что и крейсеров типа “Такао”: выдвинутая защита своих сил поддержки и отгон сил поддержки противника - американских и британских крейсеров с 8-дюймовыми орудиями; эскадренная разведка.

После дополнительного пересмотра, вызванного финансовыми проблемами, новый план кораблестроения был одобрен и 14 мая представлен морским министром премьер-министру генералу Г.Танаки (секретный декрет №648) для рассмотрения на 57-й сессии парламента в декабре. Четыре новых тяжелых крейсера должны были строиться парами: два в 1930-34 годах и два в 1931-35 годах. Ожидаемая цена по 27,41 млн иен за каждый.

Однако рассмотрение новой программы в парламенте пришлось отложить, поскольку японское правительство 7 октября получило приглашение от нового британского премьер- министра Рамсея Мак-Дональда прибыть в Лондон для участия в конференции по морскому разоружению, намеченной на январь 1930 года. Подписание Лондонского морского договора 22 апреля ограничило число японских крейсеров “класса А” с 8-дюймовыми орудиями 12 единицами, поэтому корабли типа “улучшенный “Такао” так и не были построены. Вместо них спроектировали и построили крейсера “класса В” (6,1-дюймовыее орудия) типов “Могами” и “Тоне”.

Похожие книги из библиотеки

Артиллерийское вооружение советских танков 1940-1945

Как показывает практика, сегодняшние «танковые мэтры», уделяя большое внимание матчасти танков, как правило, не вникают в особенности танкового вооружения. Они могут часами смаковать подробности ТТХ боевых машин: толщину брони, скорость движения, запас хода и т.д. Познания же об артиллерийском вооружении танков у них определяются, в основном, калибром артсистемы и какими-то цифрами, определяющими ее броне пробиваемость (большей частью теоретическую). Тем не менее, танковые артсистемы заслуживают куда более пристального внимания, особенно, если это артсистемы отечественного производства.

Настоящее издание составлено человеком, который по одноименному анекдоту о «тридцати восьми попугаях» считает, что тезис «главное в танке — пушка» не лишен своей логики. И предлагая вашему вниманию краткое обозрение отечественных танковых пушек времен войны, он надеется, что в кругу любителей артиллерии поклонников прибавится, ну а если этого не случится, автор будет доволен, что постарался сказать свое слово в истории отечественной танковой артиллерии.

Эскадренные миноносцы типа “Касатка"(1898-1925)

В книге освящена история проектирования, строительства и боевой службы построенных для Русского флота в Германии эскадренных миноносцев типа Касатка. Этим кораблям довелось участвовать в боевых действиях на Тихом океане, в Балтийском и Северном морях в годы Русско-японской и Первой мировой войн. Для широкого круга читателей интересующихся военной историей.

Gloster Meteor

Идея оснастить самолет реактивной силовой установкой начала витать в воздухе после Первой Мировой войны. В течение 1920-х годов предпринимались попытки разработать новые типы двигателей для авиации – ракетные или газотурбинные, но последние всё ещё требовали использования обычных пропеллеров.

В начале 1930-х годов молодой английский инженер Френк Уиттл, служивший тогда в Королевских ВВС Великобритании (RAF), в частном порядке приступил к работам над новым двигателем. Отношение к идеям Уиттла у военных было неоднозначным. Большую поддержку оказала RAF, а Министерство авиации отвергло предложения изобретателя, позволив ему взять патент на своё имя. Суть патента состояла в том, что газовая турбина вращала вместо обычного винта ряд импеллеров в закрытом канале. В марте 1936 года Уиттл основал фирму «Пауэр джетс» (Power Jets Ltd.), чтобы воплотить свой проект в металле. Параллельно с разработкой двигателя он пытался найти подходящий самолёт для его установки.

В 1939 году Уиттл познакомился с Джорджем Картером, главным конструктором фирмы Глостер Эйркрафт, и их последующие встречи показали, что появление реактивных боевых самолётов не за горами. К этому времени Министерство авиации резко изменило свои взгляды и проявило крайнюю заинтересованность в работах Уиттла.. В результате Глостер получила заказ на разработку новой машины, которая являлась летающим стендом для отработки реактивного двигателя и, кроме того, при незначительных доработках могла превратиться в полноценный боевой самолёт для RAF.

Линейные корабли типа “Нептун”. 1909-1928 гг.

Строительство линейного корабля «Нептун», а также его прямых наследников - линейных кораблей - «одноклассников» «Колоссуса» и «Геркулеса», явилось промежуточным, но необходимым звеном в создании первых британских «супердредноутов» типа «Орион» с 13,5-дюймовой артиллерией главного калибра, размещенной в орудийных башнях, расположенными в диаметральной плоскости по линейно-возвышенной схеме, которая на долгие годы станет классической для «капитальных» кораблей всех флотов мира.

В архитектуре и компоновке «Нептуна», «Колоссуса» и «Геркулеса» было много необычного. Впервые на линейных кораблях британского флота «адмиральских» проектов появилась кормовая возвышенная башня и эшелонированное размещение средних башен (что было только на первых линейных крейсерах), что явилось попыткой обеспечить максимальный бортовой залп при сохранении носового и кормового бортовых залпов, равных первым «дредноутам». Но, к сожалению эта цель достигнута не была.